Версия сайта для слабовидящих

Поступай правильно - поступай к нам!

 

 

Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать техникум лучше?
Решаем вместе

 

 

 

 

 

www.gosuslugi.ru

 

 

  

 

 

Сбербанк Android

 



Исследовательская работа "Речь учащейся молодежи ОМТ"

 

                                                                      Выполнила: Бойдукова Эвелина,

                                                                      студентка 1 курса «ОМТ».

                                                                      Руководитель: Федотова Евгения

                                                                      Михайловна, преподаватель

                                                                      русского языка и литературы.

 

Общение относится к числу важнейших сфер жизнедеятельности  для  подростка  и  старшеклассника. От того, как  будет складываться  общение,  зависит формирование  будущей  личности.  При  общении речь современной молодежи приводит в  негодование  учителей,  родителей. В самом деле, есть  о чем беспокоиться: в речи молодежи все чаще встречаются такие явления русского языка, как сленгизация и жаргонизация. Так, мы можем предположить, что среди учащихся «Омского многопрофильного техникума» степень жаргонизации превышает 50%.

         Все чаще в речи студентов, как девушек, так и юношей звучат слова: улёт, зашибись, супер, стремно и другие. Подобные слова вытесняют литературные выражения. 

 Речь - это специфическая форма отражения действительности. Она  следует за  изменениями,  происходящими  в  нашей  жизни,  связанными со сменой культурных ориентиров, ценностей, установок. То, что мы наблюдаем сейчас, во многом связано  с отрицанием культуры советской. И, конечно, свойства речи  и  свойства  среды взаимосвязаны. Как подросток не существует вне семьи, школы и  т.д.,  так  и эти общественные институты не существуют отдельно  от индивидов, влияя тем самым на  речь.

         Цель нашей работы заключается в том, чтобы исследовать употребление жаргонов в речи обучающихся «Омского многопрофильного техникума». Объектом исследования является

Для достижения цели в работе предусматривается решение ряда задач:

  1. определить причины употребления жаргонов в речи;
  2. определить уровень употребления жаргонов в речи учащейся молодежи «Омского многопрофильного техникума» в процентном соотношении;
  3. дать классификацию жаргонизмов.

Материалом для нашего исследования послужила живая речь учащихся «Омского многопрофильного техникума».

 

Молодежная  речь  отражает  неустойчивое  культурно-языковое  состояние общества, балансирующее на грани литературного языка  и  жаргона.  В  разные периоды развития общества разным был и язык. В 20–30-е гг. разговорную  речь захлестывали волны  уличной  стихии  –  беспризорников,  воров,  –  а  также митинговый  язык  революционных  матросов  и  солдат. Остро встал вопрос о сохранении литературного языка, о путях  его дальнейшего развития в связи с изменением контингента  носителей.

Как видно, жаргон явление не новое в нашей языковой истории. Жаргон - речь какой-либо социальной или профессиональной группы, содержащая большое количество свойственных только такой группе слов и выражений, в том числе искусственных, иногда условных. Синонимами слову  жаргон являются слова сленг и арг.

Сленг - экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы. Выделяют компьютерный сленг – разновидность сленга, используемая пользователями компьютера;

блатной сленг – разновидность сленга, используемая в так называемых «блатных» компаниях;

сленг наркоманов;

политический сленг – разновидность сленга, используемая в политике;

криминальный сленг;

уголовный сленг и др.

Арго - особый язык определенной профессиональной или социальной группы, создаваемый с целью сокрытия смысла произносимого, а также как средство обособления от остальной части общества.

         Сейчас же молодёжная речь отражает явления общего жаргона. Общий  жаргон  -  заниженный  стиль  речи, размывающий и нормы языка, и нормы речевого этикета, – становится  привычным. Он звучит не только в повседневном общении, но и в средствах СМИ: это и радио и телевидение, даже в текстах песен можно встретить жаргон (Группа «Сплин» - «Мне по барабану», группа «Дискотека Авария» - «Заколебал ты…»).  Соответственно, молодежь, являясь одним из носителей жаргона, делает его элементом престижным и, кроме того, необходимым для самовыражения. С чем это связано?

С одной стороны, стремительное и  постоянное   ускорение и обновление  —  ведущие характеристики  современной  жизни,  которой  живет  российский  подросток. Научно-технические  революции  делают  общение чрезвычайно динамичной системой,  стимулируя  радикальное  изменение  социальных  связей  и  форм человеческих  коммуникаций.  В  современной  культуре   присутствует  ярко выраженный слой инноваций,  которые  постоянно  взламывают  и  перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации  и  адаптации человека к постоянно меняющимся условиям  и  требованиям  жизни.  Усложнение социокультурной реальности, сопровождающейся ломкой традиций и  норм  разных сфер  жизни,  стремительное  и  всеохватывающее  распространение  продуктов массовой культуры обусловливают  угрожающие  масштабы  современного  кризиса общения.

С другой стороны, потребность молодых людей в самовыражении и понимании. Отсюда, использование жаргона в речи, скорее всего, связано с престижем. Главное для современной молодежи – это элемент шока, то есть стремление к созданию ситуации смеха, «чтобы было прикольно», как говорят сами подростки.

Опираясь на фактический материал можно выделить следующую классификацию жаргонов:

1. Сфера техникума

2. Сфера досуга,

3. Сфера быта,

4. Сфера оценки.

На основе материала, к сфере техникума относятся жаргоны, называющие учителей (физичка – «преподаватель физики», химоза – «химия», диря – «директор», истеричка – «преподаватель истории» и др.), учебные предметы (физра, инглиш и др.), другие реалии учебного процесса (грузить, зашиваться, зубрила и др.).

К сфере досуга можно отнести слова: видак, дискач, бухло, стрем, наркота, отмазон, кликуха и др.

К сфере быта относятся слова, называющие части тела (грабли, культяпки, табло – «лицо»,  лапти, тормоза – «ноги» и др.), слова, называющие аксессуары (косуха – «куртка», джины – «джинсы» и др.), слова, называющие различную бытовую технику (клава, скинуть, перекинуть и др.).

К сфере оценки относятся слова экспрессивно окрашенные (круто, шик, блеск, клёво, ништяк и др.).

         Наше исследование было направлено на выявление уровня жаргонизации в речи учащейся молодежи «Омского многопрофильного техникума». Нам необходимо было выявить, все ли учащиеся употребляют в своей речи жаргонизмы и реакция на их речь взрослых. Для этого мы провели анкетирование. Опрошено было 310 человек.

 

  1. Используете ли Вы жаргонные слова:

а) да

б) нет?

  1. Ваш пол:

а) женский,

б) мужской?

  1. 3.   С какой целью Вы употребляете жаргонные слова:

а) самоутверждение,

б) обмен информацией,

в) поддержание хороших отношений,

г) придать речи юмор

д) иное

  1. Какие жаргонные слова Вы используете в своей речи:

а) матерные,

б) юмористические,

в) компьютерный сленг,

г) блатной сленг

д) те и другие

  1. 5.   Поправляют ли учителя вашу речь:

а) да

б) нет,

в) не всегда?

  1. 6.   как относятся родители к вашей речи:

а) им неважно,

б) поправляют,

в) иногда поправляют?

7. Как Вы относитесь к жаргонам?

а) положительно

б) отрицательно

в) нейтрально.

Полученные результаты мы представляем в следующих диаграммах.

         Первая диаграмма показывает, что 90% учащихся «Омского многопрофильного техникума» используют в своей речи слова-жаргоны.

         48% учащейся молодежи употребляют в речи слова-жаргоны с целью придания речи легкого юмористического характера:

         65% учащихся используют в своей речи юмористические слова, 16% - матерные слова, 10% - блатной сленг, 6% - компьютерный сленг:

64%  учащейся молодежи утверждают, что их речь исправляется учителями:

         48% опрошенных человек отвечают, что родители не исправляют речь подростков, а 22% говорят, что родители исправляют речь, но не всегда, и 29% ответили, что родители не обращают внимания на их речь:

Сами же учащиеся, 48%, положительно относятся к использованию в своей речи слов-жаргонов, 35% к использованию жаргонов в речи относятся нейтрально и лишь 16% относятся к жаргонизмам негативно:

Целью данного исследования, как уже упоминалось выше, является

изучение жаргонизации речи учащейся молодежи «Омского многопрофильного техникума». Анализ полученных нами результатов позволяет сделать

следующие выводы:

1.  Почти все опрошенные учащиеся (90%) отметили, что считают жаргонизацию речи неотъемлемой частью общения среди сверстников.

2. При изучении уровня жаргонизации речи выявлено: первое место у учащихся занимают юмористические слова – 65%, 16% - матерные слова, 10% - блатной сленг, 6% - компьютерный сленг.

         Сегодня засилие жаргонизации речи обусловлено изменившимися  социальными условиями – приоритет материальных ценностей, изменение межличностных отношений и т.д. Ребята все чаще сталкиваются с безразличием со стороны взрослых к своей речи. А это, в свою очередь, приводит к протесту, который выражается, в  частности, повышенной жаргонизацией речи при общении школьников. 

3. Собранный фактический материал позволяет нам сделать следующую классификацию жаргонов:

- юмористические,

- компьютерные,

- блатные,

- матерные.

    Таким образом, полученные данные не только подтверждают выдвинутое нами предположение о том, что 50% учащихся «Омского многопрофильного техникума» употребляют в своей речи слова-жаргоны, но и позволяют сделать вывод о том, что наблюдается тенденция к возрастанию уровня жаргонизации речи учащихся.


Словник

юмористические

компьютерные

блатные

уголовный

молодежный

«училка» - учительница; «историчка» - учитель по истории; «классуха» - классная руководительница; «контроха» - контрольная работа; «домашка» - домашнее задание; «физра» - физкультура; «ботан» - отличник; «шпора» - шпаргалка;

«пара» - двойка.

 

«гаврик» - занудливый человек; «чикса» - девушка; «чувак» - парень; «снять тёлку» - соблазнить девушку; «клубешник» - клуб; «дискач» - дискотека;

«кидать понты» - выпячивать свои достоинства;

«база» - квартира; «предки» - родители; «потрещать» - поговорить; «уматово» - превосходно; «отпадный» - замечательный; «шмотки» - одежда; «прет» - очень нравится.

 

материнка, мать, мамка, мама, матка - материнская плата;

струйник – струйный принтер;

лазарь — лазерный принтер;

пентюх, пень — микропроцессор Pentium,

вакса — операционная система VAX, клава – клавиатура;

«топтать батоны» - работать на клавиатуре.

 

Гнилые базары - нехорошие разговоры;
понты - притворство, показуха, лицемерие;
конкретно - серьезно, резко, бескомпромиссно. "Конкретный" - так определяют человека, который не занимается болтовней, а быстро, четко делает дело. Особенно часто говорят так и о суровых людях, умеющих скоро и жестко разобраться со своими недругами;
кипишнуть
- возмутиться, устроить скандал, поднять голос против кого-либо.
попер, как трактор - чаще говорят "попер, как трактор по бездорожью", "переть по бездорожью": то же, что "переть буром" - напролом, не думая о последствиях, не боясь никого, отчаянно.
масть легла - так вышло, такая судьба.
беса гнать - лгать, болтать пустое, обманывать.
по приколу - ради смеха, под настроение, по прихоти.
на дурняк - рассчитывая на чье-то простодушие или глупость.
шобла - компания, сообщество, группа подельников.

 

Аллею продырявить - сделать проход в заборе;

Алмазно – здорово;

Алямс-трафуля - шут; несерьезный человек;

Амнистировать себя - совершать побег из места лишения свободы;

Арка - срок наказания;

Бритый - взятый под стражу за преступление;

Бубен - буханка хлеба;

Бутор - узел с вещами;

Бычить - понимать.

 

Алка́н — алкоголик, пьяница;

Бабл, бабло́, баблы́ (мн. число) — деньги;

Бана́н — мужской половой орган и двойка (неудовлетворительная оценка);

Винда́, винды́ (мн. число), виндю́к — OS Windows;

Задро́та — некрасивый, неприятный, глупый человек;

Ине́т — Интернет;

Комп — персональный компьютер;

Лайф — жизнь;

Мерс, мерсю́кMercedes-Benz;

Музла́, музло́ — музыкальное учебное заведение;

Пофиги́ст — человек, равнодушный ко всему окружающему;

Прико́л — шутка, розыгрыш, остроумное высказывание, увлечение;

Родаки́, роды́ — родители;

Тёлка — девушка, молодая женщина;

Ту́са — вечеринка, драка, компания;

Ха́вка — еда, банкет;

Ха́чик — кавказец;

Чел, чува́к — молодой человек, мужчина.

 

Список используемой литературы:

  1. Журнал Русский язык. Школа цифрового века. № 1. 2014/2015 год //Л.Л. Федорова «Современная молодёжная речь: норма или антинорма?»;
  2. Современные интернет источники.