Версия сайта для слабовидящих

Поступай правильно - поступай к нам!

 

 

Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать техникум лучше?
Решаем вместе

 

 

 

 

 

www.gosuslugi.ru

 

 

  

 

 

Сбербанк Android

 



Сценарий классного часа "За Сталинград. За Волгу. За русскую землю"

 

Плотникова Анна Васильевна

 

Цель:  продолжить воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, свой народ.

Оборудование: выставка художественной литературы, DVD-фильм, проектор, компьютер,  DVD – плеер, презентация.

DVD – фильм «Неизвестная война», худ. фильм «Горячий снег», «Сталинград» (отрывки), заочная экскурсия по Мамаеву кургану (просмотр видеофильма "Мамаев курган").

Эпиграф:

Сталинград, Сталинград!

    Вековая громада

    Неизбывная гордость народа всего.

    Нам нельзя ни на час оставлять Сталинграда,

    Ни на миг невозможно оставить его!

 

Ход классного часа.

Организационный момент.

Слово учителя: Ранняя весна 1942 года принесла советским людям надежду. Велик был духовный подъём вызванный победой под Москвой. На советско-германском фронте установилось относительное затишье. Но военные руководители понимали, что летом 1942 года противник предпримет активные наступательные действия.

Давайте перелистаем исторические события 1942 года:

1) 4 июля, после 250 дневной обороны, советские войска оставили г. Севастополь.

2) Неудачное наступление нашей армии под Харьковом: войска попали в окружение.

3) Ещё более неудачно развернулись события на юго-западном направлении. Около 20-ти наших дивизий попали в окружение. Наступление советских войск в районе Харькова закончилось тяжёлым поражением. По немецким данным в плену оказалось 240 тысяч советских солдат и офицеров. Десятки тысяч погибли.

4) Окружение под Ленинградом 2-й армии Волховского фронта.

- Причинами поражения весной и летом 1942 года стали:

1) Единоличные решения Сталина.

2) Недостаточная подготовка и ошибки высшего командного состава, недооценка противника.

3) А также сказалась незавершённая перестройка экономики на военный лад, угнетённое психологическое состояние многих бойцов и командиров.

 

Почему именно в южном направлении фашисты решают провести летнее наступление 1942 года?

 

(Эти районы богаты стратегическим сырьём, Кавказ - нефтью, Волга - транспортная артерия.)

 

- Итак, в конце июня 1942 года противник начал наступление на Волгу и Северный Кавказ.

Вновь зазвучали горькие сводки о том, что советские войска после тяжёлых и продолжительных боёв оставляли города.

 

Никогда в истории армия нашего государства не отступала так далеко в глубь страны. Следствием военных неудач Советской Армии стало резкое падение дисциплины.

Командование издало знаменитый приказ №227от 28 июля под названием "Ни шагу назад" за подписью Сталина.

 

Чем же можно объяснить появление подобного приказа?

И какую роль сыграл этот приказ в ходе войны?

 

1. Следствием военных неудач Красной армии стало резкое падение порядка в войсках. Нарушение дисциплины и паника приняли огромные масштабы. Очень сильна была боязнь попасть в окружение.

2. Приказ вводил жёсткие наказания за отступление без распоряжения свыше. Цель приказа: ликвидировать отступательные настроения, восстановить железную дисциплину в войсках.

3. Приказ сыграл огромную роль. Он вносил уверенность, что соседние части не будут отступать. А значит, вероятность попасть в окружение была мала.

 

Все эти дисциплинарные меры были восприняты в войсках очень серьёзно. И с августа 1942 года дезертиров и паникёров сильно поубавилось. Как отмечали сами немцы, Советская армия стала сражаться лучше и злее. Приказ был издан в те дни, когда враг рвался к Сталинграду.)

- Почему именно Сталинград привлекал гитлеровцев?

 

(Сталинград - это крупнейший промышленный центр нашей страны, где было много заводов, в том числе производящий тяжёлые танки. Сталинград - это крупнейший транспортный узел, именно через него почти вся кавказская нефть направлялась в центр страны. Город носил имя Сталина, поэтому немцы хотели стереть его с лица земли. Захват Сталинграда врагом значительно ослабил бы Советскую Армию и страну в целом.)

 

-Да ребята, вот поэтому битва за Сталинград стала решающей битвой второго года войны.

 

Звучит песня «Горячий снег».

 

Героическая битва под Сталинградом проходила в два этапа:

 

1) 17 июля - 18 ноября 1942 года - героическая оборона.

 

2) 19 ноября 1942 года - 2 февраля 1943 года - контрнаступление под Сталинградом.

 

 Примеры героической обороны Сталинграда советскими солдатами:( рассказы учеников)

 

- 62-я армия генерала Чуйкова защищала центр города и все заводские районы. Чуйковцы сражались героически. Генерал разработал принципы городских боёв, старался довести их до сознания каждого солдата и офицера. Эти принципы сыграли огромную роль в судьбе города.

- Дом Павлова.

В конце сентября 1942 г. командир  отделения сержант Яков Павлов, выполняя приказ командира, первым проник вместе с тремя бойцами в четырехэтажный дом, уже занятый гитлеровцами. 58 суток ожесточенно штурмовали фашисты развалины дома, который стал для них  неприступной крепостью. Выстояв в кромешном аду, защитники дома 24 ноября вместе со своей дивизией перешли в стремительное наступление.

- В дни битвы гремела слава о снайпере сибиряке В. Г. Зайцеве. Более 300 гитлеровцев уничтожил он в уличных бо­ях. Попал ему на мушку и руководитель немецкой снайперской школы в Берлине майор Конингс.

- Омичи — участники Сталинградской битвы:

 

- Л.Н.Гуртьев, Семен Фугенфиров, Матвей Путилов....

 

Ученики рассказывают о героях.....слайды презентации...

 

- А сейчас познакомьтесь с оценкой обороны Сталинграда, которую дал ей противник в лице солдат и офицеров германской армии:

(читает ученик)

"Боже, почему ты покинул нас? Мы сражались 15 дней за один дом, используя миномёты, гранаты, пулемёты и штыки. Уже на третий день в подвалах, на лестничных клетках и лестницах валялись трупы 54 моих убитых товарищей. "Линия фронта" проходит по коридору, разделяющему сгоревшие комнаты, по потолку между двумя этажами. Подкрепления подтягиваются из соседних домов по пожарным лестницам и дымоходам. С утра до ночи идёт непрерывная борьба. С этажа на этаж с почерневшими от копоти лицами мы забрасываем, друг друга гранатами в грохоте взрывов, клубах пыли и дыма, среди куч цемента, луж крови, обломков мебели и частей человеческих тел. Спросите любого солдата, что означает полчаса рукопашной схватки в таком бою. И представьте себе Сталинград. 80 дней и 80 ночей рукопашных боёв. Длина улицы измеряется теперь не метрами, а трупами:".

(Из письма немецкого лейтенанта 24-й танковой дивизии).

 

(читает ученик)

Из воспоминаний немецкого генерала Г.Дёрра:

 

":За каждый цех, водонапорную башню, железнодорожную насыпь, стену, подвал и, наконец, за кучку развалин велась ожесточённая борьба, которая не имела себе равных даже в период Первой мировой с её гигантским расходом боеприпасов.

 

Русские превосходили немцев в отношении использования местности и маскировки и были опытнее в баррикадных боях за отдельные дома; они заняли прочную оборону".

-----------------------------------------------------------------------------------------------

-Учитель:  Враг рвался к Волге. Наступала минута, когда могло показаться, что защищать Сталинград больше невозможно. Севернее города фашисты прорвались к Волге ещё в августе, в сентябре они захватили южную часть города и тоже вышли к Волге. По всей полосе города немецкие войска вышли на западные его окраины.

Ученик:

    - Открытые стальному ветру

    Дома разбитые стоят

    На 62 километра

    В длину раскинут Сталинград

    Как будто он по Волге синей

    В цепь развернулся, принял бой.

    Встал фронтом поперёк России,

    И всю её прикрыл собой!

 

-Учитель: Город горел, но борьба продолжалась. Гитлеровские командования, решив во чтобы то ни стало взять Сталинград в 1942 году отбросило к городу все свои резервы и ослабило фланги. Именно на этом наше командование строило свой расчёт - ударить по флангам, прорвать оборону и нанести удар противнику. План наступательной операции под Сталинградом назывался Уран.

 

Вывод: победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе войны. Красная Армия захватила стратегическую инициативу и удерживала её до полной победы.

 

    От рождения земля не видала

    Ни осады, ни битвы такой.

    Содрогалась земля, и краснели поля.

    Всё пылало над Волгой-рекой.

 

 Никогда не изгладится из памяти людей Сталинградская битва. Земля не забудет своих героев, ушедших в бессмертие с кровавых полей сражений. В честь великого подвига героев на Мамаевом кургане зажжён Вечный огонь Славы.

 Имя "Сталинград" золотыми буквами навечно вписано в историю нашего Отечества.  Ты в памяти и в сердце Сталинград!

 

Звучит музыка «Поклонимся великим тем годам».

 

Учитель: Об этой Великой битве написано много книг, сложено стихов и песен, сняты замечательные фильмы. Давайте вспомним некоторые из них.   …...

 Ученики называют фильмы и т. д....

 

А теперь послушаем пословицы и поговорки

 

- о Родине, о войне, о воинской дружбе, о том как надо Родину защищать.

 

Пословицы.(читают ученики. Задание было дано заранее)

 

За правое дело стой смело!

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Жить - Родине служить.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Родина - мать, умей за нее постоять.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Живем не тужим, своей Родине служим.

За Родину, за честь - хоть голову снесть.

За Родину-мать не страшно умирать.

Кто наступит на землю русскую - оступится.

Кто Родину любит, тому она в долгу не будет.

Кто служит Родине верно, тот долг исполняет примерно.

Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет.

Любовь к Родине побеждает смерть.

Любовь к Родине сильнее смерти.

Никогда Россия ярма не носила.

Одна мать родна и Родина одна.

О тех и радио вещает, кто Родину защищает.

От Родины награда - сердцу отрада.

Позор перед Родиной хуже смерти.

Родину головой оберегают.

Родину любить - верно Родине служить

Родину-мать умей защищать........

 

– А теперь - Интересные факты о Сталинградской битве:.... - факты приводят ученики. Дополняет учитель.

Заключительное слово учителя.

Итог классного часа. Рефлексия. Раздать карточки.

Задание: Составьте кластер. Ключевое слово «Сталинград».