Версия сайта для слабовидящих

Поступай правильно - поступай к нам!

 

 

Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать техникум лучше?
Решаем вместе

 

 

 

 

 

www.gosuslugi.ru

 

 

  

 

 

Сбербанк Android

 



Информационные технологии на уроках химии

 Лаас Марина Олеговна, преподаватель

 

Подходит к завершению первый учебный год, в котором мы работаем по новым образовательным стандартам. Год, который принес много вопросов, ещё ярче выявил трудности, возникающие при обучении химии в профессиональном училище. Слайд 2 Непонимание материала, ложные представления о сути и масштабах явлений, ощущение бесполезности получаемой информации – это лишь некоторые факторы, с которыми приходиться сталкиваться преподавателю со стороны обучающихся. Все это происходит на фоне сокращения часов, отведенных на преподавание предмета. Традиционные методы работы, к сожалению,  не приносят положительных результатов в прежнем объёме. Время требует от нас  новых подходов.

На помощь педагогу приходят компьютерные технологии, позволяющие повысить уровень образования современной молодёжи. [2]. Уроки с применением ИКТ имеют коренное отличие от классической системы обучения. Это отличие состоит в изменении роли учителя: он уже не основной источник знаний, его функция сводится к консультативно – координирующей. На помощь педагогу приходят современные электронные учебники, виртуальные химические лаборатории, Интернет. Задача преподавателя – подобрать эти средства в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями подростков, а также с умением обучающихся использовать компьютер.

Информационно-коммуникативные технологии способны решать многие педагогические задачи. ИКТ представляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Слайд 3 Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет сделать его более интенсивным (что важно при сокращении часов) и индивидуальным (при необходимости изменить скорость подачи информации или позволяет вернуться к неусвоенному материалу). И как следствие, способствует росту профессионального мастерства педагога, повышению эффективности овладения умениями самостоятельного извлечений знаний, развитию личности обучаемого и подготовке обучающегося к комфортной жизни в условиях информационного общества.

Давно замечено, что дети с особым восторгом встречают все технические новинки. Поэтому целесообразно использовать любознательность и высокую познавательную активность подростков для целенаправленного развития их личности. Применение новых информационных технологий в учебном процессе позволяет направить интеллектуальный потенциал обучающихся на позитивное развитие, иначе жажда познания иссякнет во время бесцельного времяпровождения в Интернете. На уроках под руководством преподавателя обучающиеся могут научиться использовать компьютерные технологии в образовательных целях для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни.

Какие возможности для изучения химии дают ИКТ?

Организация работы с применением ИКТ в современном образовательном учреждении помогает решить проблемы, связанные с мотивацией учения, подготовки к олимпиадам и конкурсам и др. Кроме того, компьютерные  технологии дают возможность:

 1). Найти дополнительные источники информации для преподавателя и обучающихся.

 2). Шире использовать аудиовизуальные средства для увеличения наглядности материала, для лучшего понимания его обучающимися.

 3). Сопровождать учебный материал динамическими рисунками.

 4). Моделировать процессы, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести.

 5). Воспроизводить химические эксперименты с опасными, токсичными, взрывчатыми реактивам

 6). Проводить быстрое и эффективное тестирование обучающихся.

 7). Дает возможность осуществлять индивидуальную траекторию  обучения обучающихся возможность их роста и развития. [3].

 8). Организовать самостоятельную работу обучающихся с информацией, возможность осуществлять самоподготовку к урокам контроля, подготовку собственных исследований [4]

9). Проводить дистанционное обучение учащихся в случае их болезни или других причин.

 10). Размещать методические работы преподавателя и творческие работы обучающихся на различных сайтах, тем самым расширять уровень доступности информации.

Направления использования компьютерных  технологий

 Использование компьютера на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано, а не служить данью веления времени. Не стоит использовать компьютер там, где более эффективны другие средства обучения. К информационным технологиям необходимо обращаться лишь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения.

Использование компьютерных  технологий может осуществляться по следующим направлениям:

- Тематическое планирование уроков

- Накопление дидактического материала, создание банка информации по предмету.

- Освоение и использование новых технических средств обучения

- Проведение уроков

- Внеклассные мероприятия

- Проектная и творческая работа учащихся

- Участие в профессиональных конкурсах, творческих конкурсах учащихся.

- Обобщение педагогического опыта на различных уровнях.

В своем докладе остановлюсь лишь на направлении – урок.

Урок

Урок был и остаётся основной формой взаимовоздействия учителя и ученика. К современному уроку предъявляются самые высокие требования: развитие личностных качеств обучающихся, использование различных приёмов обучения, в том числе дифференцированного и проблемного, дидактических материалов.

Современный урок – это такой урок, когда обучающийся может сказать, что сам под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, исследует факты и делает выводы, когда он может проявить собственное «я». Это процесс сотрудничества, сотворчества преподавателя и обучающегося. Поэтому, применяя на уроке цифровые образовательные ресурсы, следует помнить о том, что современный ЦОР должен отвечать  двум необходимым условиям:

 1). Насыщенность интерактивными компонентами, яркость,  наглядность, возможность показать то, что нельзя увидеть.

 2). Обеспечение организации самостоятельной деятельности обучающихся как субъектов познания, реализация диалоговых моделей взаимодействия с пользователем.

Предлагаю вашему вниманию возможные варианты использования ЦОР на некоторых видах уроков.

На уроке введения в тему целесообразно применить компьютерную презентацию, выполненную в программе Power Point, чтобы представить  большой объём информации в короткое время. Это помогает структурировать материал, показать его в обобщенном виде [7]. Встроенные в презентацию анимации, озвученные фрагменты видеоопытов делают материал более доступным для восприятия.

Изучая новый материал, удобнее сочетать компьютерную презентацию с применением электронных дисков, выбрав заранее необходимые фрагменты. Например, можно использовать диски фирмы ООО «Физикон» «Открытая химия» и ООО «1С Образование», где имеются электронные учебники по всему курсу химии. Данные диски наиболее соответствуют программным требованиям к преподаванию химии. «Оживить» процессы и явления помогут флеш-анимации, которые можно найти по адресу: http: // school-collection.edu.ru Их работу поддерживает программа install flash player.exe . Например, используя анимации, легко показать механизм электролитической диссоциации или образование водородных связей в молекулах спиртов или механизм гибридизации электронных облаков.

На уроках обобщения знаний преподаватель сталкивается с проблемой большого объёма информации, которую следует обобщить, систематизировать. Здесь на помощь приходят готовые модули ОМС (Открытых Модульных систем) - RNMC - программный продукт министерства образования, который можно найти по адресу: http: // www.shkola.edu.ru

 Данные модули можно использовать и для фронтальной работы с группой и для индивидуальной проверки умений обучающихся. Экспресс-тестирование с использованием программных продуктов «1С: Репетитор. Химия» позволяет быстро проверить знания, уточнить неясные вопросы и устранить пробелы в знаниях.

Уроки контроля знаний уже немыслимы без тестирования. [8]. (Можно использовать диск фирмы «1С. Образование», «Подготовка к ЕГЭ по химии»). Регулярное проведение тестирования снижает негативное отношение к контролю, тем более что результат можно узнать сразу, а пробелы восполнить, вернувшись к нему на следующем уроке. Если есть возможность индивидуальной работы с компьютером, то обучающийся самостоятельно изучает материал, проходит тестирование и работает над ликвидацией пробелов, используя электронный учебник, электронный репетитор или другой ресурс, подобранный преподавателем. («1 С Образовательная коллекция» Самоучитель. Химия для всех). Контрольное тестирование можно подготовить в виде презентации с гиперссылками. В  случае, если ребёнок дал неправильный ответ, то по гиперссылке программа открывает тот слайд, который содержит информацию для правильного ответа.

Эксперимент

Химия наука экспериментальная. Умение проводить, наблюдать и объяснять химический эксперимент является одним из самых важных компонентов химической грамотности. Работа в химической лаборатории с веществами и оборудованием, несомненно, имеет первостепенное значение для развития навыков постановки эксперимента. Но информационные технологии при обучении химии незаменимы в том случае, если идет изучение токсичных или взрывоопасных веществ. В этом случае возможность проведения эксперимента в виртуальном мире является единственной.

 Виртуальные лабораторные работы в виде модулей ОМС (диск 56 в «Первой помощи»)  представлены в нескольких вариантах. Это моделирование молекул различных веществ, которые можно посмотреть в виде масштабных, шаростержневых, электронных, линейных моделей с указанием расстояния между атомами,  угла между связями. Ученик может вращать их в пространстве, управляя мышкой. Также представлены работы по распознаванию и синтезу веществ. Ученики могут работать индивидуально, работа сопровождается письменной и устной инструкцией. Можно посмотреть анимацию многократно. Оформление отчёта сопровождается фотографированием промежуточных результатов, записью уравнений реакций. Компьютер помогает учителю проследить за всеми тонкостями практической работы, чётким соблюдением техники безопасности, правильной последовательностью выполнения опытов, ведь на уроке учеников много, а учитель один и в обычном режиме работы он может не увидеть ошибки в работе учащихся.

Виртуальная лаборатория позволяет моделировать механизмы химических реакций, образования различных видов химической связи, использовать лабораторное оборудование, которого нет в школе. Также она помогает подготовиться к практической работе заранее или выполнить её индивидуально в случае пропуска урока.

Виртуальная лаборатория  доступна всем, так как выложена в  «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов» на сайте http: // www.school-collection.edu.ru и составляет 1,01 Гб.

    Использование информационных коммуникативных технологий на уроках позволяет сделать преподавание химии содержательнее, интереснее, зрелищнее, эмоциональнее, нагляднее, а следовательно эффективнее.

Обобщая вышесказанное, хочется пожелать коллегам: “Ничего не бойтесь, экспериментируйте и у вас все получится, ведь только педагог, свободно владеющий современными формами работы, может заинтересовать обучающихся своим предметом”.

Список использованных источников

1. Абрамова С. И. Компьютерные технологии на уроках химии

2. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся. Завуч, 2005, № 6

3. Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии. Учебное пособие, М., 2004.

4. Васильева П.Д., Кузнецова  Н.Е. Обучение химии. СПб, 2003.

5. Марычева Нина Константиновна Применение компьютерных технологий на уроках химии»,2012

6. Нечитайлов Е.В. Информационные технологии на уроках химии // Химия в школе. – 2005. - № 4 – стр. 13

7. Фельдман И.Д. Создание и использование тематических компьютерных презентаций // Химия в школе. – 2006 - № 1 – стр. 36

 

http: // www.shkola.edu.ru

http: // school-collection.edu.ru

http: // www.uroki.ru

http: // experiment.edu.ru

http: // him.1september.ru

http: // fcior.edu.ru