Версия сайта для слабовидящих

Поступай правильно - поступай к нам!

 

 

Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать техникум лучше?
Решаем вместе

 

 

 

 

 

www.gosuslugi.ru

 

 

  

 

 

Сбербанк Android

 



ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГИА ПО СТАНДАРТАМ WORLD SKILLS RUSSIA

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГИА ПО СТАНДАРТАМ WORLDSKILLSRUSSIA

Чичерин Н.В.

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский многопрофильный техникум»

Острота темы профессиональных квалификаций очевидна сейчас для всех. Это невостребованность большого количества людей трудоспособного возраста, в том числе молодежи, их недостаточная компетентность, с одной стороны и безуспешный поиск предприятиями работников соответствующей квалификации с другой. Государство на самом высоком уровне разделяет эту озабоченность и предпринимает  активные усилия по решению проблемы повышения эффективности подготовки и распределения трудовых ресурсов.

В рамках новых ФГОС профессий и специальностей ТОП - 50 произошло формирование новой формы ГИА в форме демонстрационного экзамена.

 Демонстрационный экзамен – форма оценки соответствия уровня знаний, умений, навыков студентов и выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.

При проектировании нового макета образовательного стандарта предполагалось, что демонстрационный экзамен будет предусматривать:

1). Моделирование реальных производственных условий для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков;

2). Независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена;

3). Определение уровня знаний, умений и навыков выпускников в соответствии с международными требованиями.

За счет участия в движении WS и введения нового экзамена предполагается решить несколько серьезных проблем, главная из которых – низкий уровень образования. Ни для кого не секрет, что молодой рабочий или специалист среднего звена, закончивший программу обучения, нередко оказывается не готов к работе на предприятии. Почему? Потому что, преподавание зачастую ведется по устаревшим программам, а сами преподаватели далеки от практики. Они учат студентов тому, что знали сами еще на пороге своей карьеры, и не следят за изменениями в своей профессиональной области. Из-за этого даже лучшие академические результаты студентов не гарантируют действительно хорошей подготовки. Результаты демонстрационного экзамена в первый год его проведения оказались не лучшими: было отмечено, что среднему мировому уровню соответствуют только 18% лучших российских колледжей и техникумов.

1. Развитие преподавателя в области профессии (компетенции)

Специализированный центр компетенции (СЦК) - это центр развития профессий и профессиональных сообществ, ресурсный центр, обладающий современных оборудованием и технологиями, отвечающими требованиям движения WS. Т.е. СЦК является тем местом, где преподаватели и мастера ПО могут и должны перенять лучшие методики и практики,  измерить и сравнить уровень подготовки выпускников СПО с уровнем выпускников в мире.

Каждый СЦК (другими словами крупный центр концентрации материального ресурса) активно продвигающий идеологию движения WS (некоммерческое движение, имеющее цель «пополяризации рабочих профессий» ) должен следовать следующим принципам:

-создание инфраструктуры в соответствии со стандартами движения;

-предоставление преподавателям и студентам своего и других учебных заведений широких возможностей для развития, в том числе в рамках социального партнерства.

В свою очередь для образовательного учреждения аттестационные испытания в формате демонстрационного экзамена – это возможность объективно оценить содержание и качество образовательных программ, материально-техническую базу, уровень квалификации преподавательского состава, а также направления деятельности, в соответствии  с которыми определить точки дальнейшего роста и развития. Преподавателям дисциплин профессионального цикла необходимо держать руку на пульсе, отслеживать и выявлять перспективные технологии, самосовершенствоваться и развиваться.

2. Освоение преподавателем базовых принципов  независимой оценки.

         Члены Экспертной группы при оценке выполнения экзаменационных заданий обязаны демонстрировать необходимый уровень профессионализма, честности и беспристрастности, знать и соблюдать требования регламента проведения демонстрационного экзамена и Кодекса этики движения «Молодые профессионалы», а главное понимать принципы оценки. Т.е. преподаватель развивается уже не в области технической стороны компетенции, а в области оценки.

Преподаватель должен быть компетентен в аспектах задания и способах оценки результатов освоения образовательных программ. Задание представляет собой описание содержания работ, выполняемых в конкретной области профессиональной деятельности на определенном оборудовании с предъявлением требований к выполнению норм времени и качеству работ. Разработанные задания, применяемые оценочные средства и инфраструктурные листы утверждаются национальными экспертами по компетенциям, являются едиными для всех лиц, сдающих демонстрационный экзамен в профессиональных образовательных организациях РФ. Любые изменения утвержденного пакета экзаменационных заданий, условий и времени их выполнения осуществляются с согласия Союза и подлежат обязательному согласованию с национальными экспертами.

3. Формирование УМК.

1. При разработке преподавателем  рабочей учебной программы цель и планируемые результаты освоения дисциплины содержатся в ФГОС и составляют набор общих и профессиональных компетенций, приобретенных знаний и умений. Но, с другой стороны, техническое описание компетенции в рамках стандартов WS также определяет знание, понимание и конкретные компетенции, которые лежат в основе лучших международных практик технического и профессионального уровня выполнения работы. Она (работа) должна отражать коллективное общее понимание того, что соответствующая рабочая специальность или профессия представляет для промышленности и бизнеса. Этот набор называется спецификацией стандартов WS (WSSS) и в  содержании рабочей учебной программы помимо стандартов ФГОС, преподаватель  определенно должен их учитывать.

2. Лабораторно-практический практикум, учебная и производственная практика должны учитывать основные требования конкурсного задания. В итоге реализации учебной дисциплины выпускник в рамках ГИА в форме демонстрационного экзамена должен выполнять все аспекты конкурсного задания на предусмотренных постах и модулях.

3. Условия реализации учебной дисциплины, в частности, требования к  к минимальному материально-техническому обеспечению, помимо содержащихся норм ФГОС,  несомненно будут учитывать содержание  инфраструктурного листа. Выпускник должен быть компетентен при использовании всего предусмотренного инфраструктурным листом инструмента и оборудования.

Таким образом, ГИА в форме демонстрационного экзамена, должна предусматривать тесную интеграцию норм и требований движения WS с УМК образовательного учреждения в рамках соответствующей компетенции.

4. Дорожная карта развития преподавателя в области компетенции.

 1.  НОВИЧОК в компетенции.      

 2. Знакомство с движением в рамках ближайшего чемпионата, самоопределение.

 3. Обучение на эксперта с правом проведения оценки ДЭ (Демонстрационного Экзамена)

 4. Эксперт ДЭ, участие в ДЭ.

5. Обучение на эксперта с правом проведения Чемпионата.

6. Подготовка участника для участия в Региональном, Корпоративном, Вузовском чемпионате.

 7. Участие в Чемпионатном мероприятии в качестве эксперта-компатриота (с участником).

8. Участие в Отборочном этапе, участие в Национальном этапе.

9. Проведение Чемпионатного мероприятия в качестве Главного Эксперта (под руководством Сертифицированного Эксперта).

10. Подготовка пакета документов на Сертификацию.

11. Прохождение процедуры Сертификации.

Международное конкурсное движение WS обладает бесценным опытом и харизмой, предлагает реальные практики оценки выполнения конкурсных заданий, которые базируются на профессиональных умениях и знаниях. Немаловажный вопрос кто является экспертом, осуществляющим оценку и какие оценочные средства применяются, а главное, насколько правильно он ими пользуется.  Стремящиеся к развитию преподаватели, несмотря на все трудности, получают  возможность присоединиться к мировому движению, перенять современные методики и практики,   профессионально самосовершенствоваться и повысить свой уровень.