Версия сайта для слабовидящих

Поступай правильно - поступай к нам!

 

 

Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать техникум лучше?
Решаем вместе

 

 

 

 

 

www.gosuslugi.ru

 

 

  

 

 

Сбербанк Android

 



Интеграция требований профессиональных стандартов в образовательный процесс на уроках русского языка и литературы в рамках подготовки обучающихся к демонстрационному экзамену

Аникина Е.В.

преподаватель русского языка и литературы

 

Интеграция требований профессиональных стандартов в образовательный процесс на уроках русского языка и литературы в рамках подготовки обучающихся к демонстрационному экзамену.

 

 «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так,

как учили этому вчера».

 

Сегодня в обществе усилена потребность в высококвалифицированных кадрах  с прочными знаниями,  уважительно относящихся к своему делу, ориентирующихся на профессионально значимые и культурные ценности.

Подготовка профессиональных рабочих кадров «завтрашнего дня» является одной из самых актуальных задач системы среднего профессионального образования наряду с вопросами оценки качества образования студентов и выпускников, их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности.

Демонстрационный экзамен выступает критерием оценки качества подготовки и сформированности общих и профессиональных компетенций обучающегося. Таким образом, вопрос о том, как подготовить обучающихся к демонстрационному экзамену становится наиболее актуальным в системе среднего профессионального образования.

Поскольку демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills имеет свои особенности, то и подготовка к его проведению носит своеобразный характер.

Проблема профессионально ориентированного обучения признается в  настоящее время приоритетным направлением в обновлении образования.

 

Под профессионально-ориентированным понимается обучение, основанное на учете потребностей студентов в изучении русского языка и литературы, диктуемого особенностями будущей профессии.

 

Здесь преподаватели общеобразовательных дисциплин сталкиваются с несколькими проблемами.

 

С одной стороны, специалист любого профиля должен обладать совокупностью общих компетенций. Отсюда вопрос: «Как организовать учебный процесс, направленный на формирование общих компетенций?» «Как оценить ОК?»

 

С другой стороны, дисциплина одна, а профессий и специальностей несколько.

 

Также важной проблемой является мотивация студента. В массовом представлении студентов ООД и специальные дисциплины никак друг с другом не связаны. Дисциплины ООД представляются студентами малозначимыми. В связи с этим, одним из основных факторов развития компетенций является осознание студентами, что быть профессионалом можно лишь тогда, когда ты имеешь определенный запас знаний по различным дисциплинам.

 

В итоге перед педагогом ООД стоит сложная задача интеграции требований профессиональных стандартов в образовательном процессе, учитывая в своей деятельности формирование как ОК, ПК, так и универсальных учебных действий, что подводит нас к требованиям демонстрационного экзамена. 

 

         Демонстрационный экзамен – это оценка результатов обучения, описанных в формате компетенций.

         Профессиональные компетенции деятельности приближенны к реальным условиям производства.

         Общие компетенции оцениваются через наблюдаемые действия и поведенческие проявления студента.

 

Например: ­

  • Умение организовать рабочее место.
  • Умение   определять   последовательность   этапов   работы, (планирование). ­
  • Умение действовать в соответствии с инструкцией.
  • Умение адаптироваться в изменяющейся ситуации.
  • Работоспособность и выносливость.  
  • ­Стрессоустойчивость.
  • Этика.
  • Коммуникативные навыки.

 

 

В рамках подготовки к чемпионату WS и рассмотрению требований ДЭ выявляется слабое развитие у студентов общих компетенций:

 

  • неготовность обучающихся работать самостоятельно,
  • недостаточная психологическая подготовка студентов,
  • неумение принимать решения в а стандартных и нестандартных ситуациях,
  • нести ответственность за свои действия.

 

В связи с этим необходимо воспринимать профессиональное образование по любой специальности или профессии как целостный процесс, а не набор плохо стыкуемых друг с другом дисциплин.  Также считаю необходимым рассматривать общеобразовательный цикл как составную, неотъемлемую часть профессиональной подготовки.

 

     Так, дисциплины русский язык и литература, в рамках подготовки к ДЭ, должны быть направлены на развитие коммуникативной компетенции (способности решать лингвистическими средствами реальные коммуникативные задачи в конкретных речевых ситуациях научной сферы), культуры общения, а также на правильное использование профессиональных терминов.

 

Целью обучения русскому языку в техническом   колледже является практическое овладение русским языком, достаточного для его устного и письменного использования в будущей профессиональной деятельности.

 

Дисциплина «Русский язык» становится  не только объектом усвоения, но и средством развития профессиональных умений будущих специалистов, формирования навыков общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления.

 

Профессиональная направленность деятельности

 

  • требует интеграции дисциплины «Русский язык» с профилирующими дисциплинами;
  • ставит перед преподавателем задачу научить будущего специалиста на основе межпредметных связей использовать язык как средство систематического пополнения своих профессиональных знаний, формирования профессиональных умений и навыков;
  • предполагает использование форм и методов обучения, способных обеспечить формирование необходимых профессиональных умений и навыков будущего специалиста.

 

 

Интеграция дисциплины «Русский язык» с профилирующими дисциплинами, а также использование языка как средства систематического пополнения профессиональных умений и навыков.

 

 

Подготовка молодых людей, способных принимать самостоятельные решения, невозможна без воспитания у студентов осознанной любви к языку и выбранной профессии.

 

В колледж идут обучаться на  специальности и профессии молодые люди не только со слабой мотивацией к учебной деятельности, но и с очень низкой подготовкой по русскому языку. Чтобы мотивировать их на учебную деятельность, повысить уровень их грамотности, необходимо  показать, как знания по русскому языку помогают овладевать профессией, расширять свой профессиональный кругозор. Сделать это можно, только в ходе совместной работы с преподавателями спец. дисциплин.

 

При подготовке к занятиям осуществляется интегративный и дифференцированный подход к отбору заданий для студентов из специальной литературы, справочников с целью развития способности к  профессиональному общению. Интеграция и дифференциация дисциплины русского языка и спец. предметов представляет целостный процесс получения теоретических и  практических знаний, специальных и профессионально-коммуникативных умений.

 

Получив теоретические знания об общении, нормах и правилах профессионального языка студенты включаются в активную коммуникативную деятельность.

 

Рассмотрим как осуществляется данная система обучения языку на практике.

 

Замечено, что со студентами особенно эффективны работы творческого характера, когда студенты дополняли, перестраивали текст, принимали непосредственное участие в его составлении. Особый интерес вызвала работа по развитию связной речи на материале художественных текстов. На этой ступени обучения студенты имеют уже большой словарный запас, они знакомы с системой синонимических и антонимических отношений, различают прямое и переносное значение слова, неплохо ориентируются в лексико – синтаксических связях слов. Работа по художественному тексту очень важна, которая формирует навыки чтения, внимательного, бережного отношения к выбору слова.

 

Эффективность обучения русскому языку с учетом их будущей специальности находится в прямой зависимости от использования в учебном процессе текстов по специальности.

 

Однако, усваивая тексты по специальности, студенты испытывают определенные затруднения в нахождении и вычленении всех содержательных блоков текста; в самостоятельном определении структурно-семантической устроенности и коммуникативной направленности текста; в  вычленении вступления, основной части и заключения текста; определении в содержательных блоках главной, дополнительной и избыточной информации; нахождении в текстах необходимой информации для иллюстрации своего высказывания, приведения аргументов, контраргументов и т.д.

 

Вместе с тем работа с текстами по специальности на занятиях по русскому языку способствует активному включению студентов в учебно-профессиональную деятельность, знакомству с лексико-грамматическим и понятийным аппаратом языка их будущей специальности. Поэтому специально разработанные и применяемые для овладения языком  специальности тексты могут служить эффективным средством обучения. Используемые в качестве дидактического материала при обучении языку специальности, учебные тексты должны иметь четкую, методически обоснованную классификацию.

 

Ведущей дидактической целью практических занятий является:

 

• формирование умений работы с профессионально ориентированными текстами;

• отработка функциональной грамотности на примере специальных текстов.

 

В соответствии с поставленной целью определяется и круг задач. Среди них в качестве первостепенных выделяются следующие:

 

• формирование навыков работы с разными источниками специальных текстов и умений дифференциации специальных текстов по видам и назначению;

• расширение словарного запаса профессиональной лексики и фразеологии, повышение уровня речевой культуры, отработка навыков работы  правописных и орфоэпических норм при пользовании специальной лексики;

• формирование коммуникативной компетенции  профессионального общения.

 

 

 

Использование форм и методов обучения на уроках «Русского языка» и «Литературы», способных обеспечить формирование необходимых профессиональных умений и навыков будущего специалиста.

 

У каждого учителя сформировался свой стиль подготовки обучающихся. Качество сдачи экзамена зависит от мотивации и целеустремлённости каждого ученика. К сожалению, не все учащиеся осознают значимость знаний в их дальнейшей жизни; здесь большая роль отводится нам, учителям и родителям, готовым всегда прийти на помощь ученикам.

Подготовку обучающихся необходимо осуществлять по следующим направлениям:

  • информационная работа,
  • содержательная подготовка,
  • психологическая подготовка.

При обучении русскому языку и литературе необходимо:

  • Изменить методы взаимодействия на практическом занятии: моделирование мини-ситуаций (выводить студентов из «зоны комфорта», давая нетиповые и нестандартные задания).
  • Проводить работу в мини-группах, создавая ситуацию конкуренции.
  • Фиксировать на видео работу на занятиях – запись выступления, сценки, чтение докладов.
  • Изменить продолжительность практического занятия: вместо ежечасного целеполагания, рефлексии, домашнего задания отводить время на более детальную проработку речевых ситуаций.
  • Ставить всех учеников в равные условия, что предполагает объективный контроль результатов, то есть слабый ученик не получит скидку на то, что он слабый.
  • Выстроить подготовку по тематическому принципу формирования ОК, следить за результативностью каждого студента по освоению определенных навыков.  Индивидуальная программа ликвидации пробелов в знаниях обучающихся, составленная на каждого ученика, позволяет проводить дополнительные занятия целенаправленно и дифференцированно.
  • Внедрять проектную методику.

 

Одним из условий успеха является умение позиционировать себя как уверенного человека. Уверенный в себе человек – это образованный человек, обладающий определенными качествами: грамотностью, культурой поведения, владения языками, расширенным кругозором, широким словарным запасом, эрудированностью.

 

Преподавателям необходимо поставить перед собой цель: направить обучение студентов, по каждому предмету, не на механическое приобретение знаний, а на развитие и становление успешных, уверенных в себе профессионалов.