Версия сайта для слабовидящих

Поступай правильно - поступай к нам!

 

 

Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать техникум лучше?
Решаем вместе

 

 

 

 

 

www.gosuslugi.ru

 

 

  

 

 

Сбербанк Android

 



Самостоятельная работа студентов по созданию презентаций как одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций

Сучу Л.А.

преподаватель профессиональных дисциплин

 

Самостоятельная работа студентов по созданию презентаций как одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций

 

Повышение качества подготовки специалистов – одна из наиболее важных проблем, решением которых занимаемся мы - работники средних учебных заведений страны. Наш выпускник должен не только получить знания в полном объеме, овладеть умениями специалиста, но и должен уметь самостоятельно приобретать научные знания для дальнейшего совершенствования профессиональной  квалификации.

В связи с реорганизацией учебного процесса все более весомой становится доля самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов – это запланированное, активное, целенаправленное приобретение студентами новых знаний по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия в этом процессе. Существуют различные виды самостоятельной работы. Я  хотела бы  остановиться на презентации.

Этот вид самостоятельной работы позволяет студентам самим включаться в процесс создания компьютерных обучающих средств по профессиональным дисциплинам, дает возможность создать электронную презентацию слайдов, в которой можно объединить текст, иллюстрации, фотографии, аудио – и видеоматериалы, таблицы, графики, диаграммы. А главное – в процессе создания презентации у студентов формируются общие и профессиональные компетенции.

Создание студентами компьютерных презентаций организуется  ими в силу их внутренних познавательных мотивов  (тему они выбирают сами, она им не навязывается), деятельность осуществляется в наиболее удобное,  с их точки зрения, время, исходя из цели и способов ее достижения, контролируется самими студентами в процессе и по результату, осуществляется  «на основе опосредованного,  системного,  гибкого управления со стороны преподавателя».Таким образом, формируется компетенция ОК 02.

Самостоятельная работа  по созданию презентации требует от студента придания учебной задаче личностного смысла, подчинения выполнению   этой задачи других интересов и форм занятости, «самодисциплины, личной ответственности и должно приносить студенту удовлетворение в самосовершенствовании и самопознании».

Работа над  презентацией дает студенту возможность  погрузиться в учебную среду и самостоятельно ориентироваться в ней. На 1 этапе подготовки презентации     студент осуществляет поиск, анализ  и отбор информации.

При этом повышается активность познавательной деятельности, улучшается способность анализировать материал. Ведь качество многих ресурсов сети Интернет оставляет желать лучшего: можно найти массу материала, в котором присутствуют грамматические, орфографические, лексические ошибки, а то и просто рассуждения  непрофессионалов (например, дачников - любителей  на тему выращивания тех или иных культур).  Работа с ресурсами подобного качества будет требовать от студентов «развития специальных умений, включая умение   наблюдать, распознавать, критически анализировать материал». Таким образом, формируется   ОК 04.

В ходе работы по созданию презентации  студенты используют информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности, учатся оценивать полноту, достоверность, новизну, информационную ценность сведений, представленных на Интернет – сайтах, а также отбирать значимую информацию. ОК 05.

«Несомненным преимуществом использования компьютерных технологий является перенос акцента с вербальных методов обучения на методы поисковой  и творческой деятельности». Таким образом, самостоятельная работа студентов над презентациями способствует развитию у них навыков научно – исследовательской работы. Происходит формирование ОК 05.

 В ходе оформления презентации студенты совершенствуют умения синтеза, классификации и систематизации информации. «Знания, полученные  самостоятельно усваиваются прочнее, чем переданные в готовом виде преподавателем. В ходе самостоятельной работы  каждый студент непосредственно соприкасается с изучаемым материалом, концентрирует на нем свое внимание, мобилизуя все резервы интеллектуального, эмоционального и волевого характера»,организует собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Происходит формирование ОК 02.

Включение показа презентаций в занятия вносит разнообразие, оживляет процесс обучения,  увеличивает эмоциональное воздействие на студентов, создает комфортную среду обучения. Демонстрация презентации, созданной студентами самостоятельно, содействует развитию у учащихся «коммуникативных умений представлять и обсуждать результаты работы с сокурсниками, проводить оценку и коррекцию собственной деятельности, наблюдая презентации других студентов, нести ответственность за результаты своей работы.Демонстрация собственного комплекта слайдов, который служит опорой для выступления, позволяет снять  трудности в процессе выступления.Осуществляется формирование ОК 03. 

Визуальная насыщенность презентации (иллюстрации, фотографии, схемы, диаграммы) усиливает эффективность восприятия и запоминания учебного материала  визуально, на слух при комментировании студентом – автором презентации,  а также ассоциативно через воспроизводимые на экране изображения.

Нередко студенты создают совместные проекты, объединившись в группы по 2 – 3 человека. Студентам предоставляется возможность самостоятельно определиться с составом группы. Работа над совместным проектом развивает навыки сотрудничества, умения работать в команде, эффективно общаться ссокурсниками в коллективной творческой деятельности.

Нередко групповые презентации оказываются   наиболее качественными по содержанию, оформлению и представлению, поскольку каждый из студентов несет ответственность  за тот участок работы, который ему интереснее и проще. Осуществляется формирование ОК 06.

Создание презентаций с последующей их демонстрацией в ходе занятий вовлекает студентов в активный, творческий, самостоятельный процесс обучения, позволяет перейти от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно   - волевой регуляции, воспитывает информационную культуру и научное мировоззрение, помогает понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, открывать в ней все новые и новые грани, проявлять к ней устойчивый интерес, повышать профессиональную квалификацию. Происходит формирование компетенцииОК 01.

 Создание презентаций способствует развитию у студентов навыков выступления в аудитории, повышает их самооценку и мотивацию, позволяет индивидуализировать процесс обучения.

 

Профессиональные компетенции формируются при создании презентаций по отдельным темам профессиональных модулей:

ПК 3.1. Проводить посев, посадку сельскохозяйственных культур

«Посадка овощных культур»

«Разбивка цветника»

«Закладка плодового сада»

«Закладка ягодных плантаций»

«Посадка декоративных культур».

 

 

ПК 3.2. Выполнять работы по уходу за посевами и посадками сельскохозяйственных культур

«Агротехника выращивания овощных культур»

«Агротехника выращивания цветочных культур»

«Агротехника выращивания плодовых  и ягодных культур»

«Агротехника выращивания декоративных культур»

«Агротехнический календарь ухода за яблоней»

«Обрезка плодовых деревьев»

 

 

ПК 3.3. Проводить мероприятия по защите растений от вредителей, болезней, сорняков

«Вредители и болезни овощных культур, меры борьбы с ними»

«Вредители и болезни цветочных культур, меры борьбы с ними»

«Вредители и болезни плодовых  и ягодных культур, меры борьбы с ними» «Вредители и болезни декоративныхкультур, меры борьбы с ними»

 

 

       ПК 3.4. Собирать урожай и транспортировать к местам хранения

«Уборка урожая овощных культур»

«Уборка урожая плодовых культур»

«Уборка урожая ягодных культур»

 

 

Код

Наименование общих компетенций

ОК 01.

Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 02.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 03.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 04.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 05.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 06.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 07.

Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности

ОК 08.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)