Версия сайта для слабовидящих

Поступай правильно - поступай к нам!

 

 

Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать техникум лучше?
Решаем вместе

 

 

 

 

 

www.gosuslugi.ru

 

 

  

 

 

Сбербанк Android

 



Проект "Рядом с нами патриоты Отечества"

Кузнецова Светлана,         

Сидоров Павел

БОУ НПО «Профессиональное училище №40»

Федоренко Т.А., преподаватель

 

Кто помнит, тот не знает поражения.

Введение.

Время неумолимо. Всё меньше и меньше становится участников и очевидцев грандиозных событий XX века, тех, кто творил историю. Эти люди почтенного возраста живут рядом с нами, часто, одиноки и всегда готовы поделиться воспоминаниями о жизни страны, рассказать о своём участии в ней. Они бережно хранят в личных архивах свидетельства своей биографии и сетуют на то, что «эти бумаги» будут уничтожены, как только их не станет.

Среди нас, молодых, к сожалению, мало кто читает книги, смотрит документальное кино.  Историю своей страны мы знаем, в основном, по учебникам, где материал по важным, героическим моментам нашей истории представляет собой сухую констатацию фактов, причём в очень сжатой форме. Например,  обороне Сталинграда в 1942 году в учебнике «История России XX - начало XXI века» 11 класс (ответственный редактор Н. В. Загладин, посвящено  22 строки1, а битве за Берлин и встрече советских войск с союзниками на реке Эльбе выделено 27 строк, среди которых  размещено фото « Салют  Победы»2.  Разве можно сформировать историческое мировоззрение об основных событиях Великой Отечественной войны, учась по таким учебникам? Вот и растём мы «Иванами, родства не помнящими» и плохо представляющими, «какою ценой завоёвано счастье».

Понять и лучше узнать историю своей страны помогают различные источники и печатные и цифровые. Особенно ценны  встречи с людьми, которые были участниками  событий прошлого, их рассказы, фотографии и документы, которыми ветераны щедро делятся. Как показало тестирование среди студентов, им интересны встречи с ветеранами, знакомство с их фото и документами, но «не в больших залах», а в  «узком кругу».

Несколько лет в нашем училище в рамках проекта «Рядом с нами» членами исторического кружка ведётся работа среди ветеранов больших и малых войн и ветеранов труда. Результаты этой работы оформляются для музея училища и Московки. Собран и размещён в нашем музее  материал «О тех, кто из профтех», о ветеранах системы начального профессионального образования –  работниках  нашего училища.

Второй год наши кружковцы ведут краеведческую работу в рамках проекта «Рядом с нами. Патриоты Отечества».  Мы организуем  встречи в училище с ветеранами Великой Отечественной войны, проживающих в микрорайоне «Московка», где расположено наше училище и живут десятки наших студентов. Ветеранам Великой Отечественной войны уже далеко за 80 лет и многим уже сложно выходить и публично выступать, мы приходим к ним домой, беседуем, оказываем посильную помощь, хотя лучшая помощь для них «поговорить и вспомнить».

В своей работе мы представляем материал о двух ветеранах. Гербинский Иван Григорьевич – один из немногих живых омичей, участников Сталинградской битвы, а Дядичкин Павел Павлович – участник операций по освобождению Польши и Германии от фашистов и встречи на Эльбе с союзниками в апреле 1945 года.

Цель работы: на примере биографии конкретных простых земляков содействовать формированию исторического мировоззрения, воспитанию патриотических чувств и гордости за старшее поколение у молодёжи.

Задачи работы:

- изучить литературу о событиях, участниками которых были ветераны;

- познакомиться с воспоминаниями и личными архивами ветеранов;

- обработать и систематизировать все материалы и разместить и на стендах музея для использования в учебной и воспитательной работе.

Для написания работы использованы литературные источники, периодическая печать, делопроизводственные материалы, документы личного происхождения, фотоматериалы.

Специальной исторической литературы о событиях Великой Отечественной войны, участниками которых были И.Г. Гербинский и П. П. Дядичкин много. Они нами использовались для того чтобы проникнуть в прошлое и иметь общее представление о предвоенной истории Омской области, о  Сталинградской битве, о жизни в тыловом Омске и о событиях 1944 – 1945 годов на Центральном направлении наступления Советских войск. Нас больше интересовали личные впечатления наших респондентов о том времени, о людях, которые их окружали. Поэтому, кроме специального историко-ретроспективного метода исследования мы использовали нетрадиционный, социально – психологический (анкетирование студентов, встречи, интервьюирование, беседы с ветеранами).

Дядичкин Павел Павлович. 

2 февраля 1926 года в деревне Барятино Любинского района Омской области в дружной семье Павла Петровича Федосеи Астафьевны Дядичкиных родился мальчик. Это был шестнадцатый ребёнок  в семье и назвали его, как отца – Пашей. С грустью и, одновременно, с особой теплотой вспоминает Павел Павлович о  своём далёком детстве. Он с гордостью говорит об отце, участнике русско–японской войны (1904 – 1905 годов), трудяге и «настоящем русском мужике», о маме, которая для всего семейства была центром их мира. Ей пришлось хоронить восьмерых малолетних детей. Она,  «как квочка», оберегала, оставшихся в живых остальных. Детям приходилось работать с малых лет и жить впроголодь.  Паша начал свою трудовую деятельность с пяти лет. Он всё лето в  поле, вдали от деревни, жил в шалаше  и  пас индюков.

Когда Паша пошёл в школу, то кроме уроков приходилось ездить за водой за 2 километра на озеро, накормить и напоить скотину, убрать навоз. Домашняя скотина была вопросом выживания семьи, а родители работали целыми днями в колхозе. Раз в неделю ученики ходили на соседнюю станцию за 3 километра, чтобы собрать выброшенные из вагонов газеты, которые потом гладили, сшивали и использовали вместо тетрадей. Какое счастье было для всей семьи, когда смогли перед войной купить велосипед!

Семейные ценности, трудолюбие и дружелюбие, заложенные в  детстве, помогли Павлу Павловичу выжить в трудную военную годину, создать крепкую дружную семью, вырастить достойных детей, внуков и правнуков и честно отработать на благо Отечества 40 лет.

Когда началась Великая Отечественная война, младшему Дядичкину исполнилось 15 лет и он, как все мальчишки мечтал пойти на фронт и бить фашистов. Время шло, в родную деревню шли похоронки, а война не кончалась. Четыре брата ушли на фронт, на троих пришли похоронки и Паша мечтал отомстить.

В 1943 году П.П. Дядичкина вызвали в военкомат и отправили в Калачинск в 17 окружную школу отличных стрелков снайперской подготовки. Эта школа была создана в Омске в декабре 1942 года и некоторое время располагалась в посёлке Карьер, где сейчас находится один из корпусов нашего училища. (Приложение 1)

3 сентября 1943 года рядовой снайпер Павел Дядичкин с группой выпускников был отправлен в действующую армию на фронт. Омичи прибыли в город Сарны, в расположение 397 стрелковой Краснознамённой ордена Кутузова II степени, которой впоследствии было присвоено почётное наименование Сарнинской. Вместе с бойцами и командирами этой дивизии сначала снайпер, а потом артиллерист Павел Дядичкин «пол–Европы по–пластунски пропахали»… Воины 397 стрелковой дивизии освобождали города и сёла Белоруссии, Прибалтики, Польши, Германии от фашистов и 3 мая 1945 года встретились с союзниками на  Эльбе.

За мужество в выполнении боевых заданий сержант П. Дядичкин награждён   двумя орденами и двумя медалями  и 8 благодарностями Верховного Главнокомандующего.

Наш земляк   мечтал войти победителем в поверженный Берлин и расписаться на стене Рейхстага. Но не судьба. Дивизия получила приказ обойти Берлин, не вступая в бои с противником, чтобы отрезать подходы союзникам к Берлину с запада.

Павел Павлович много рассказывает об армейской дружбе, об однополчанах, бережно хранит в альбоме их фото и фотографии послевоенных встреч, но на вопрос: «Приходилось ли Вам спасать боевых товарищей?», отвечает уклончиво, за исключением одного случая.

Это было в апреле 1945 года, когда дивизия форсировала реку Одер. В плот, на котором Павел Павлович с бойцами пытались переправиться на другой берег попал снаряд или мина. Наш герой оказался в кромешной тьме в ледяной воде. От холода перехватило дыхание, стали деревенеть конечности, но сибирская закалка взяла своё. Отдышавшись, боец увидел рядом бревно и из последних сил уцепился за него и попытался работать ногами, но не смог, на них будто кандалы надели. Оказалось, что в живых остался командир орудия, но он не умел плавать. С трудом Павел Павлович уговорил его зацепиться за плечи. Так и плыли они на другой берег, «в связке». Когда выбрались на берег, то от холода и напряжения долго не могли разжать руки, пришлось за помощью обращаться к однополчанам, которые с помощью солдатских ложек разжали пальцы, дали переодеться и сразу в бой, который длился, как выяснилось потом, трое суток.

А потом была знаменитая встреча на Эльбе с американскими солдатами и офицерами и была Победа и великая радость, был банкет и беседы «по душам» на разных языках с союзниками, где Павел пил на брудершафт с настоящим негром. А вот мечта поскорее вернутся домой осталась мечтой на долгие 5 лет.

Старшему сержанту Дядичкину пришлось осваивать очередную, третью военную специальность. Советским войскам в Германии не нужны были артиллеристы. Советское командование ставку делало на танковые войска, и Павел Павлович выучился на механика – водителя танка  Т–34.

В 1950 году он вернулся в Сибирь, устроился в Омске работать механиком в Трест №5, женился,  закончил  институт и проработал на разных предприятиях нашего города 40 лет. Постоянство в работе, в семейной жизни, доброжелательность в отношениях, основательность во всём – жизненное кредо Павла Павловича Дядичкина. Этому он учит нас, молодых, рассказывая о своей жизни на разных мероприятиях, в различных учебных заведениях.

Сегодня в свои 88 лет он бодр, молод душой, жизнелюбив, обладает хорошей памятью, верит, что добро всегда побеждает зло и, что лучше страны, чем наша Россия, в мире нет и россияне самые трудолюбивые и надёжные люди на земле. И ему веришь, потому что он повидал на своём веку и стран и народов…

Наступил апрель и мы снова организуем встречу первокурсников в училище с «дедушкой- ветераном» Павлом Павловичем Дядичкиным, чтобы из уст участника далеких событий узнать подробности о том, как наши солдаты и офицеры уничтожали фашизм и завоёвывали Победу весной 1945 года. (Приложение 2)

Гербинский Иван Григорьевич.

В одной из многоэтажек на Московке-2 живет скромный пожилой человек, которого часто можно видеть в парадном костюме с наградами. Это Гербинский Иван Григорьевич, ветеран Великой Отечественной войны, Ветеран труда, Почётный работник Народного образования СССР, который в сентябре 2013 года  отметил свой 93 год рождения. Ему не сидится дома, он в постоянном движении, несмотря на то, что в период Сталинградской битвы в 22 года стал инвалидом.

В непростые 30-е годы молоденький мальчишка Ваня Гербинский из бедной крестьянской семьи села Орлово Тарского района Омской области волею судеб был направлен в педагогический техникум, что находился в Таре. Жил Ваня на квартире, где  «своих детей было около десятка», но к нему относились, как к  родному, делились последним. И сегодня Иван  Григорьевич с особой теплотой вспоминает квартирных хозяев. А ещё, он вспоминает сотни километров, «нахоженных» по родной Омской земле. Сначала он «наматывал километры», когда ходил в школу, которая была в другом селе, а будучи студентом техникума, на выходные, праздники и каникулы, он пешком отправлялся домой к маме, сёстрам и братьям, чтобы помочь им, ведь  мама одна растила детей. А  когда стали ходить автобусы, уже после войны,  Иван Григорьевич уже  учитель, а потом и  директор школы, предпочитал пешую ходьбу. Он говорит, что, когда идёшь, хорошо думается, да и места на севере  Омской области «уж больно красивые». Может в этом секрет долголетия ветерана?

В полной мере стать педагогом после учительского техникума, он не успел: грянула война.  И 20-летний сельский учитель ушёл добровольцем на фронт.

Курс молодого десантника близ Саратова, первые прыжки (мечта многих мальчишек) и часы тренировок по укладыванию парашюта, ведь от этого зависит жизнь десантника, вспоминает ветеран с особой гордостью. Иван Григорьевич с горечью говорит сотни погибших боевых товарищей своего подразделения, которым немецкие диверсанты «переуложили» парашюты,  они не раскрылись и десантники погибли.

Служил Иван Григорьевич в десантных войсках связистом, был рядовым и этим гордится. Ведь именно рядовой солдат вынес на своих плечах  всю тяжесть войны и водрузил Знамя Победы над Рейхстагом.

В начале 1942 года подразделение Гербинского перебросили под Москву. Но повоевать  там не пришлось, так как Московская битва закончилась.

После небольшой передышки, летом  немцы рванули к Сталинграду. В этом грандиозном сражении связист Иван Гербинский в полной мере испил чащу «военного счастья». Во время одного из боёв он устранил с товарищами несколько порывов, но связи не было, а фашистская артиллерия не давала подняться, да и товарищи не подавали признаков жизни. Иван Григорьевич обнаружил ещё один порыв, устранил его, услышал голос командира в трубке, а потом взрыв и темнота. Очнулся, когда ему уже сделали операцию на раненом локте правой руки, но неудачно, началась гангрена…

А потом были  сотни километров в холодном грузовике, вместе с другими ранеными, по калмыцким степям под огнём немецких штурмовиков и артиллерии, адская боль, первый в жизни стакан спирта, смерть товарищей и госпиталь. Из колонны грузовиков с ранеными до тылового госпиталя добрался один, где находился рядовой  Гербинский. Спасённые советские воины не верили в потусторонние силы и своими жизнями обязаны мастерству отчаянного военного водителя, имя которого неизвестно.

Сибирское здоровье и большая жажда жизни помогли выжить, но рука бездействовала, позвоночник доставлял мучительную боль и рядового Гербинского комиссовали. Иван Григорьевич с благодарностью вспоминает врачей и медперсонал госпиталей, где многие месяцы провёл и сожалеет, что про  подвиг военных медиков в последнее время забыли.

Он вернулся в родное село и  стал учительствовать. А потом был учительский институт в Омске, должность директора школы.

В конце 60-х годов судьба распорядилась так, что семья Гербинских переехала в Казахстан. Воспитатель детского дома, директор детского дома, заместитель директора,  директор ПТУ, директор школы – таков послужной список Ивана Григорьевича в Казахстане. И везде, куда его направляло государство, ветеран Сталинградской битвы честно трудился, о чём свидетельствуют Благодарности, награды и почётные звания. Педагогической деятельности  Гербинский И. Г. отдал  42 года своей жизни.

«С возрастом, - вспоминает ветеран, - стало тянуть домой, на Родину, в Омск». Распад Советского Союза ускорил процесс возвращения. О сложностях возвращения в Россию Иван Григорьевич не хочет вспоминать.

«Бывших учителей не бывает», - считает ветеран. Несмотря на свой почтенный возраст, он активно работает в ветеранских организациях  Ленинского округа и города, встречается с детьми и молодёжью, «чтобы не забывали тех, кто обеспечил  мирную жизнь сейчас всем нам». (Приложение 3)

Заключение.

Представители одного поколения П. П. Дядичкин и И. Г. Гербинский, разные по характеру, по мироощущению, с разными судьбами, но их многое объединяет. Они, как и большинство их современников, честно и достойно прожили жизнь по принципу «раньше думай о Родине, а потом о себе», оставаясь всегда  верными  долгу. Они надёжные и с ними «можно пойти в разведку». Они оба прекрасные семьянины, с особой любовью и благодарностью относящиеся к своим супругам, с которыми прожили ни один десяток лет и вырастили по трое детей и более десятка внуков и правнуков. А ещё, они верят, у нашей страны прекрасное будущее, а иначе, «зачем всё это нужно было», и что большинство молодёжи - достойные продолжатели дела дедов и отцов. Главное, чтобы нынешняя молодёжь не забывала прошлое и не повторяла ошибки прошлых поколений. В этом, по мнению наших земляков – ветеранов, и заключается настоящий патриотизм.

 

Литература и источники

  1. Глаза в глаза. Страницы воспоминаний. Омск. 2002 г.
  2. Голос памяти. Омск 2006.
  3. Журнал «Поднять паруса». №2, 2008 г. Омск
  4. Макаров А.Т. Дорогами войны. Встреча на Эльбе. Ереван. 1988 г.
  5. Мы взрослели на войне. Страницы воспоминаний. Омск. 2008 г.
  6. Незабываемые встречи будущих учителей с учителями, участниками Великой Отечественной войны. Омск. 2010 г.
  7. От сердца к сердцу через поколения. Книга 2. Омск. 2005 г.
  8. Солдаты Победы. Т.1. Омск. 2000 г.
  9. Солдаты Победы. Т.8. Омск. 2008 г.
  10. Материалы личных архивов Гербинского И.Г. и Дядичкина П.П.