Версия сайта для слабовидящих

Поступай правильно - поступай к нам!

 

 

Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать техникум лучше?
Решаем вместе

 

 

 

 

 

www.gosuslugi.ru

 

 

  

 

 

Сбербанк Android

 



Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике "Одна на всех победа"

Разработали: преподаватели физики Филиппова О.В.,  Мазанова Л.Г.

                                                                    

Кто про физика сказал:

«Мало воевал»?

Кто сказал:

«Он маловато крови

проливал»?

Не померкнет никогда

Память о войне.

Слава физикам живым!

Павшим – честь вдвойне!

 

Ведущий-1:                                                                         

Сл-83.  "Советская техническая физика ... с честью выдержала суровые испытания войны. Следы этой физики всюду: на самолете, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, дальномерщика, в ухищрениях маскировки…»  С.И. Вавилов.     

Ведущий-2:                                                                         

Сл-84.  За научные исследования, способствующие укреплению военной мощи нашей Родины в период ВОВ, свыше 500 ученых награждены Гос. премиями.

Ведущий-1:       

Сл-85.  Неугасима память поколений,
             И в память тех, кто свято чтим,   

             Давайте, люди, встанем на мгновенье
             И в скорби постоим и помолчим.                             

Сл-86. Минута молчания  (Звук метронома).

Сл-87.  (Видео- стих «Мы помним»).

Сл-88.  (Гордитесь, потомки!)

Сл-89.  ((Видео-песня «День победы»).

Сл-90. Источники информации.

Приложение -1.  (Диск с мультимедиа презентацией, видеофрагменты, музыка, песни ВОВ.)

Источники информации.

  • Большая советская энциклопедия. – М. 1981 г.
  • Великая Отечественная Война 1941-1945г, М.: “Советская энциклопедия”, 1985г.
  • Оружие Победы.-2-е изд. - М: Машиностроение, 1986.

Интернет ресурсы:

  • festival.1september.ru
  • http://www.allbest.ru/
  • ru.wikipedia.org/wiki
  • https://www.google.ru
  • http://www.youtube.com/
  • www.primus.ru
  • tankograd.narod.ru
  • www.infran.ru/vovenko/60years
  • www.kurchatow.ru
  • http://zhdyreva.rusedu.net/category/1749/4913 Мы победили.
  • http://www.youtube.com/watch?v=305tdcPw974
  • Предложил эффективный метод борьбы с неразорвавшимися фашистскими бомбами и снарядами, который сводился к замораживанию детонаторов-взрывателей.
  • Ведущий-8:
  • Сл-77.  Сергей  Иванович Вавилов (1891-1951) советский физик, академик, член-корреспондент А Н СССР, трижды лауреат Гос. премии, автор более 150 научно-популярных работ
  • Ведущий-7:
  • Сл-78. В 1942 г. под его руководством в лаборатории люминесценции, разработали методы и средства светомаскировки военных объектов. Их использовали на авиационных и пороховых заводах, на пристанях и т.д.
  • Ведущий-8:
  • Сл-79. Ученые под руководством Вавилова  занимались оптическими прицелами для артиллерийской стрельбы и бомбометания, перископами и другой военной техникой.
  • Ведущий-7:
  • Сл-80. В 1942-1943 г.г. под руководством профессора И.И. Китайгородского была решена сложнейшая научно-техническая задача - разработан рецепт пуленепробиваемого бронестекла для самолётов, прочность которого в 25 раз превосходила прочность обычного стекла.
  • Ведущий-1:
  • Сл-81.  Советская промышленность выпустила за годы войны 137 тыс. самолётов, 104 тыс. танков и САУ, 488 тыс. орудий.
  • Ведущий-2:
  • Сл-82.  В январе1945г. мы имели в 2,8 раза больше танков и САУ, чем гитлеровцы, в 7,4 раза больше самолётов! В ходе войны было проведено полное перевооружение армии; таких фактов история до этого не знала!

 

Цель: Познакомить студентов с научно-техническими достижениями в годы Великой Отечественной войны и показать вклад науки физики в Победу.

Задачи:

Образовательные:

  • Формирование представлений о роли физики в модернизации техники, которая помогала «ковать» победу над фашизмом.
  • Формирование информационной компетентности студентов: умения работать с источниками информации, выделять главное, презентовать результат своей работы. 
  • Формирование представлений о связи физики с историей, литературой, информатикой, устройство и эксплуатация автомобиля, основы материаловедения, сварка и резка металла.

Воспитательные:

  • Формирование гордости за отечественную науку на исторических материалах об ученых-физиках, патриотизма, гражданской ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа.
  • Формирование навыков доброжелательного общения, взаимопомощи при работе в группе.

Развивающие:

  • Развитие творческих способностей, познавательного интереса и эмоционально-ценностного мышления.

 

Материальное обеспечение:

  • компьютер, мультимедиа проектор, экран, диск с презентацией,
  • записи песен и видеофрагменты о Великой Отечественной войне,
  • иллюстративный материал: фотоснимки военной техники времён Великой Отечественной войны, портреты ученых и конструкторов.

Ход мероприятия.

Сл-1День Победы. 9 мая. 1941-1945.  

 (Звучит песня «День Победы», муз. Д. Тухманова,  сл. В. Харитонова.)

Сл-2. (Видео – песня «И все-таки мы победили», муз. П. Тодоровского, сл.  Г. Поженяна,).

Ведущий-1:

Сл-3.   По всей стране от края до края
            Нет города такого, нет села,
            Куда бы не пришла ПОБЕДА в мае
            Великого девятого числа!

Ведущий-2:

Сл -4.  Как быстро бы года не пролетели,
            От нас не удаляется она.
            И ей к лицу солдатские медали.
            К лицу ей боевые ордена.

Ведущий-1:

Сл -5.  «И мы в историю заглядываем снова,
           Чтоб день сегодняшний измерить днём войны…»

Ведущий-2:

Сл-6.  Победа СССР в ВОВ над фашизмом навсегда вписала золотыми буквами в историю человечества пример массового героизма, мужества, стойкости и отваги, величия духа  советского народа, в том числе людей науки, ученых – физиков и конструкторов.

Сл-7(Вклад российских учёных-физиков, конструкторов в победу в ВОВ)

Ведущи-1:Это благодаря их труду, знаниям, практическому опытуи полёту творческой мысли рождались в небывало короткие сроки проекты новой боевой техники, беспощадно громившей врага.

Ведущий-5:

Сл-70. Вывод: когда транспорт шёл со скоростью распространения ледовой волны (около 35 км/ч), возникал резонанс и разрушение ледяного покрова. В итоге:составлены таблицы и формулы для расчёта допустимой скорости передвижения с разными грузами; разработаны правила безопасного движения по ладожской трассе.

Ведущий-6:

Сл-71.  «Дорога жизни» функционировала без аварий!

Ведущий-7:

Сл-72. В тылу.

Ведущий-8:

Сл-73. Абрам Федорович Иоффе советский физик, организатор науки, академик, вице-президент АН СССР. Специально для партизан разработал термоэлектрогенератор,  служивший источником питания для радиоприемников и передатчиков.

Ведущий-7:

Сл-74. Термоэлектрогенератор состоял из нескольких термоэлементов, крепившихся к дну солдатского котелка. В него наливалась вода, и он ставился на костер. Вода определяла температуру одних спаев, а температуру других "задавало" пламя костра, нагревающее дно котелка. Перепада температур в таком случае в 250-300 градусов хватало для надежного обеспечения питания переносной радиоаппаратуры партизан.

Ведущий-8:

Сл-75.   Капица Петр Леонидович Российский физик, один из основателей физики низких температур и физики сильных магнитных полей, академик АН СССР.

Ведущий-7:

Сл-76.   Разработал новый метод достижения низких температур, создал самую мощную в мире установку для получения жидкого кислорода в больших количествах. К концу 1941 г. её использовали для лечения раненых бойцов в госпиталях.

 

Ведущий-3:

Сл-62. На гранитном обелиске в Севастополе в память о совместной работе ученых и моряков по размагничиванию кораблей есть и имя И. В. Курчатова.

Сл-63. Выдающийся советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Академик, основатель и директор Института атомной энергии, гл. науч. руководитель атомной проблемы в СССР, основоположник использования ядерной энергии в мирных целях.

Ведущий-3:

Сл-64.  Вместе с ним работали ученые: Ю. Харитон, Я. Зельдович, Л. Ландау, М. Келдыш и др. Их усилиями ликвидирована атомная монополия американцев. Мир был избавлен от американского атомного шантажа.

Ведущий-5:

Сл-65.  Самоотверженно трудились во время войны и учёные в осажденном Ленинграде

Ведущий-6:

Сл-66.  На «Дороге жизни» по льду Ладожского озера происходили странные события:

Сл-67.  Нагруженные грузовики лёд выдерживал, а лёгкие проваливались. Почему?

Ведущий-5:

Сл-68.  Обеспечением надежности ледяной дороги через Ладожское озеро занимались учёные во главе  с  П. П. Кобеко. 

Ведущий-6:

Сл-69.   Павел Павлович Кобеко. Член-корреспондент АН СССР Научный сотрудник ленинградского Физико-технического института. Возглавил группу ученых для исследования мех. свойств льда (прочность, хрупкость, грузоподъемность, условия пролома). Разработал методику регистрации колебаний льда в разных условиях, создал  необходимую аппаратуру.

Ведущий-2:

Сл-8.  “Всё для фронта, всё для победы!” – этот лозунг стал ведущим для всей научно-исследовательской работы.

Ведущий-1:

Сл-9.  «... научная громада - от академика до лаборанта и механика - направила без промедления все свои усилия, знания и умения на помощь фронту».  С. И. Вавилов  

Ведущий-2:

Сл-10.   Обращение к учёным всей страны: "В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны - во имя защиты своей Родины и во имя защиты свободы мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству". А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица.

Ведущий-1:

Сл-11.  Цели научной деятельности в ВОВ:

1. конструирование новых средств обороны и наступления;

2. научная помощь промышленности, производящей оружие и боеприпасы; 

3. изыскание новых сырьевых и энергетических ресурсов, замена дефицитных материалов более простыми.

Ведущий-2:

Сл-12.   Научные задачи  для фронта и тыла.

Ведущий-3:

Сл-13.   Крылья Победы.

Ведущий-4:

Сл-14.   С первых дней войны начался величайший в истории поединок воздушных армий, битва конструкторских умов.

Ведущий-3:

Сл-15.   В ходе войны советская авиационная техника непрерывно совершенствовалась, причем небывало быстрыми темпами.

Ведущий-4:

Сл-16. Авиаконструкторы опирались на исследования наших ученых

Ведущий-3:

Сл-17.  Сергей Алексеевич Христианович. Член-корреспондент АН СССР. Академик. Создал теорию обтекания тел дозвуковых скоростей, которая определила форму крыла, с наименьшим лобовым сопротивлением.

Ведущий-4:

Сл-18.   Келдыш Мстислав Всеволодович. Математики и механик, академик АН СССР выяснил причину, дал теорию, разработал меры борьбы с флаттером (внезапное разрушение самолета из-за интенсивных вибраций.).

Ведущий-3:

Сл-19.  РУС-2 «Редут». Первый радиолокатор в СССР. В 1941-45 г. произведено 607шт.

Ведущий-4:

Сл-20.  В суровых условиях военного времени наши авиаконструкторы: С.А. Лавочкин,  А.Н. Туполев, А.С. Яковлев, А.И. Микоян сумели создать и запустить в производство 25 (!) новых и модернизированных, типов военных самолётов.

Ведущий-3:

Сл-21..  Лавочкин Семён Алексеевич писал: "Я воюю, не видя моего врага – немца-конструктора, чтобы в день, когда наш новый самолет и вражеский – столкнутся в небе, наш оказался победителем"

Ведущий-4:

Сл-22.  Истребитель высокого класса Ла – 5 конструкции С.А. Лавочкина обладал скороподъёмностью, манёвренностью, огневой мощью и большим потолком полёта (более 11 км.), прост в управлении и лёгок.

 

Ведущий-4:

Сл-55.  Защита кораблей от мин магнитного действия - одна из важных задач оборонного значения. Противник создал серьезную минную угрозу у выхода из военно-морских баз и на основных морских путях.

Ведущий-3:

Сл-56.  24 июня 1941г.  в устье Финского залива на минах магнитного действия подорвались эсминец "Гневный" и крейсер "Максим Горький"

Ведущий-4:

Сл-57.  27 июня 1941 г. издан приказ об организации бригад по установке устройств размагничивающих корабли.. Научным руководит. назначен А.П. Александров.

Ведущий-3:

Сл-58. Крупный ученый-физик, общественный деятель, 30 лет возглавлял Институт атомной энергии им. И.В.Курчатова и более 10 лет Академию наук СССР.

Ведущий-4:

Сл-59.  В состав бригад входили офицеры, учёные ленинградского Физтеха, инженеры, монтажники. На фото в первом ряду – А.Р. Регель, Ю.С. Лазуркин, В.Д. Панченко, во втором – П.Г. Степанов, Д.М. Гительмахер, в третьем – И.В. Курчатов. 1941 г.

Ведущий-3:

Сл-60.  Безобмоточный метод размагничивания кораблей:  борт корабля «натирали» кабель-витком с постоянным током большой силы от батареи станции. Корабль намагничивался против собственного Магнитного поля и становился нейтральным.

Ведущий-4:

Сл-61. Ни один наш корабль, снабженный системой противоминной защиты, не подорвался. Научный подход и знания помогли сохранить сотни кораблей и тысячи жизней.

Ведущий-7:

Сл-46.   Во всех военных операциях с лета 1944г. реактивная артиллерия выступала как мощное средство подавления врага. И в этом – творческий подвиг его создателей. 

Ведущи-8: Сл-47.   Дегтярёв Василий Алексеевич доктор технических наук, Герой Соц. Труда, лауреат четырех Государственных премий СССР, награжден тремя орденами Ленина, орденами Суворова I и II ст, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды.

Ведущий-7:

Сл-48.   Пулемёт Дегтярёва.

Сл-49.   Спаренный авиационный  пулемёт ДА-2

Сл- 50.  Противотанковое ружьё ПТР.

Ведущий-8:

Сл-51.   Михаил Тимофеевич Калашников.

Выдающийся конструктор стрелкового автоматич. оружия, доктор тех. наук, генерал-майор. оружие: просто в конструкции, надежное, эффективное.

Ведущий-7:

Сл-52.  Алексей Иванович Судаев создал пистолет-пулемет (ППС) - лучший периода второй мировой войны. Достоинства: простота устройства, надежность, безотказность в работе, удобство в эксплуатации. Судаевское оружие очень любили десантники, танкисты, разведчики, бойцы-лыжники.

Ведущий-8:

Сл-53.   Четаев Николай Гурьевиччлен – корреспондент АН СССР, решил сложную задачу по определению крутизны нарезки стволов, обеспечивающей кучность боя и непереворачиваемость снаряда при полете.

Ведущий-3:

Сл-54.   Военно-морской флот.

Ведущий-3:

Сл-23.   Яковлев Алексей Сергеевич сконструировал самый легкий и маневренный истребитель – Як-3 (1943 г.). Взлетная масса 2,650т., высота полета 12 км, подъем на 5 км. за 4,1 мин.

Ведущий-4:

Сл-24.   Коллектив конструкторского бюро во главе с академиком  Ильюшиным Сергеем Владимировичем создал лучший в мире самолет – штурмовик Ил-2, выпушенный в 1942 году не имевший себе равного. Фашисты прозвали его «черной смертью».

Ведущий-3:

Сл-25.   Фронтовой пикирующий бомбардировщик Ту-2, конструкции Туполева Андрея Николаевича.

Ведущий-4:

Сл-26.    Поликарпов Николай Николаевич – советский авиаконструктор. Самолет По-2" - легкий биплан, бомбардировщик. Его называли "кукурузник", "фанерная  скорлупка". «Рус фанер» - так его сначала презрительно, а затем с

Ведущий-3:

Сл-27. Сухой Павел Осипович. Авиаконструктор. Разработал многоцелевой самолет (Су-2), бронированный штурмовик Су-6. Один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации.

Ведущий-4:

Сл-28.   Создание ИС-2 считалось выдающимся научно-техническим достижением. Эта машина - одна из самых удачных и совершенных в истории военной техники тех лет.

Ведущий-5:

Сл-29.   Учёные и конструкторы обеспечивали высокое качество и надёжность боевой техники, по многим характеристикам лучшей в мире

Ведущий-6:

Сл-30.   В конструкторских бюро танкостроения шла напряжённая творческая работа под девизом: БРОНЯ КРЕПКА И ТАНКИ НАШИ БЫСТРЫ.

Ведущий-5:

Сл-31.   Кошкин Михаил Ильич конструктор советских танков А-20, А-32, Т-34, начальник КБ танкостроения харьковского завода.

Ведущий-6:

Сл-32.   Т-34 Знаменитый и самый массовый танк Второй мировой войны.

Сл-33.   Котин Ж.Я. (1908 – 1979) –конструктор и организатор, возглавлял конструкторское бюро Танкограда

Ведущий-5:

Сл-34.  За годы войны Котиным Ж.Я и его коллективом были созданы 13 типов боевых машин, выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок, 48 тысяч танковых дизель - моторов, 17 миллионов заготовок боеприпасов. Впервые в мире сборка тяжелого танка была поставлена на конвейер.

Ведущий-6:

Сл-35.   Заводы Танкограда дали фронту: каждый третий снаряд; каждый второй танк.

Сл-36.   В 1943г. под руководством инженеров  Ж.Я. Котина, А.И. Благонравова, Н.Л. Духова в очень короткие сроки создан новый тяжелый танк ИС-2 (Иосиф Сталин).

Ведущий-5:

Сл-37.  Создание ИС-2 считалось выдающимся научно-техническим достижением. Эта машина одна из самых удачных и совершенных в истории военной техники тех лет.

Ведущий-6:

Сл-38.   На базе танка ИС-2 были созданы тяжёлые самоходные установки, в том числе ИСУ-152. «Царь-пушка» совмещала мощь пулевого орудия, подвижность и надёжную броневую защиту.

Ведущий-7:

Сл-39.   Оружие  Победы.

Сл-40.  Перед войнойконструктора: Н.И. Тихомиров, В.А. Артемьев, Б.С. Петропавловский, Г.Э. Лангемак, И.Т. Клейменов сконструировали гвардейский реактивный миномёт «Катюша», который обеспечивал мощный массированный огонь.

Ведущий-8:

Сл-41. Расчеты по монтажу реактивной установки «Катюша» выполнил научный коллектив под руководством Ивана Гвая.

Ведущий-7:

Сл-42. Устройство: ферма из 16 направляющих (8 балок), на которой располагались 132-мм реактивные снаряды массой 42,5кг. Она  монтировалась на трехосном грузовом автомобиле ЗИС-6. За несколько секунд установка выпускала 16 мощных снарядов (с каждой балки по 2 снаряда: один шел сверху, другой – снизу).

Ведущий-8:

Сл-43.   Ракетные минометы наводили ужас на врага.

Ведущий-7:

Сл-44. Из донесения в нем. ген. штаб: «Русские применили батарею с небывалым числом орудий. Снаряды фугасно – зажигательные. Огневой налет подобен урагану. Снаряды разрываются одновременно. Потери в людях огромные».                            

Ведущий-8:

Сл-45.   Дальность полета снарядов 8 км. Полк таких реактивных -9-установок за 8-10 секунд обрушивал на врага 384 снаряда,