Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
"Омский многопрофильный техникум"
Адрес: 1 учебный корпус: г. Омск тел/факс +7(3812) 42-03-50 эл.почта Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
2 учебный корпус: г. Омск тел. +7 (3812) 43- 80-97 эл.почта Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
Мастер производственного обучения
Гладкая Марина Анатольевна
Задачи:
Оборудование (источник информации):
мультимедийный проектор, слайдовая презентация «Технология посева семян бархатцев на практике», индивидуальные технологические карты, инструкция по технике безопасности, листы оценивания, инвентарь (посевной ящик, специальная палочка для разметки бороздок, лейка), почва, семена.
1.Организационный момент.
1. Мы находимся в лаборатории учебной практики «Растениеводства» при изучении 2 –го профессионального модуля «Производство семян и посадочного материала сельскохозяйственных культур». При изучении этого модуля нам предстоит освоить профессиональную компетенцию выполнение работ по производству посадочного материала, а также освоить общую компетенцию по организации собственной деятельности с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. Тема нашего урока: «Посев семян бархатцев». Как Вы думаете, что мы сегодня должны повторить, чтобы перейти к нашей теме?.........................Да, правильно. Нам нужно повторить: на какие группы делятся все цветковые растения по циклу развития, где используются бархатцы помимо цветоводства. Что нужно сделать, чтобы правильно выполнить посев бархатцев? Что для этого нужно иметь?…………. Таким образом, мы должны научиться использовать технологию посева семян бархатцев на практике.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Перед тем как перейти к основной теме нашего урока, давайте вспомним, на какие большие группы делятся все цветковые растения по циклу развития. ( Однолетние, двулетние, многолетние.)
Учитель: Какие растения называются однолетними? (Однолетними называются растения, у которых цикл роста и развития составляет 1 год.)
Учитель: В какое время года растут и развиваются однолетние цветковые растения?(Весной их высевают, семена дают всходы, летом растут и развиваются, зацветают, а осенью дают плоды (семена) и отмирают.)
Учитель: Чем отличаются однолетние цветковые растения от многолетних? (Однолетние цветковые растения отличаются от многолетних тем, что осенью у однолетников отмирает как наземная, так и подземная части, а у многолетников отмирает только наземная часть.)
Учитель: Чем размножаются однолетние цветковые растения?
(Однолетние цветковые растения размножаются семенами.)
Учитель: Чем отличаются однолетние цветковые растения от двулетних?
( Однолетние цветковые растения отличаются от двулетников тем, что однолетники цветут ежегодно, а двулетники первый год растут и развиваются, а зацветают лишь во второй год.)
3. Проверка домашнего задания. Изучение нового матеиала.
Учитель: Что было задано на дом? (На дом задано найти в различных источниках (книгах, журналах, в интернете) информацию о бархатцах следующего характера: где используются бархатцы помимо цветоводства?)
Учиель: Правильно. Кто желает рассказать?
( ***Бархатцы принадлежит семейству астровые. Родина растения – Южная Америка .
Стебли этого замечательного и высоко-декоративного растения прямостоячие, разветвленные и образуют компактный или раскидистый куст. Куст бархатцев нередко достигает высоты 130 см.
Соцветия растения представляют собой корзинки ярких и пышных цветов. Наиболее известны бархатцы желтых, оранжевых, красных цветов .
Растения интенсивно цветут с начала июня до первых заморозков.
Садоводам-профессионалам известны почти 60 видов бархатцев.
Бархатцы часто используют как декоративные растения для украшения клумб. Но есть и другое употребление бархатцев. В южных странах бархатцы используют не только как декоративное растение, но и употребляют в пищу. В начале 20-го века стали вырабатывать эфирное масло бархатцев, которое нашло применение в косметологии и парфюмерии. В медицине используют головки бархатцев.
Бархатцы - снимают нервное напряжение, улучшают настроение, дают жизненную силу и уверенность, избавляют от неврастении, тонизируют весь организм.
Лечебные свойства бархатцев используются в следующих случаях:
- при бессоннице, депрессии, неврозе и гипотонии
- при простуде и гриппе, заболеваниях дыхательных путей
- для улучшения зрения
В Китае бархатцы называли "цветками долголетия".
***Бархатцы получили свое название не случайно. Их плотные, скученные соцветия разной окраски в потоках солнечного света выглядят как миниатюрные бархатные шапочки.
Из соцветий бархатцев получают пищевую краску желто - коричневого цвета, которую используют для добавок в различные кондитерские изделия.
На латыни бархатцы означают – «шапочки- тагетес».
Бархатцы имеют специфический запах, который отпугивает вредных насекомых.
У бархатцев есть одна особенность, они оздоравливают почву, предотвращая различные грибные заболевания. Поэтому их полезно сажать.
Учитель: Спасибо, ребята за отличные ответы.
Я хочу дополнить ваши замечательные ответы.
(рисунок бархатца)
Бархатцы это однолетнее травянистое растение.
Корневая система мочковатая, сильно разветвленная. Корень из почвы всасывает влагу и питательные вещества и передает по стеблю листьям и цветкам.
Стебель прочный, является опорой для бархатцев, через которую по капиллярам предаются вода и питательные вещества.
Листья – рассеченные с пильчатым краем, сложные, от светло до темно- зеленого цвета.
Цветок. Соцветие - одиночная корзинка, разнообразной формы и окраски, от желто-оранжевого до красно-коричневого цвета, бывают так же двухцветные.
Семена. Плод-семя сплюснутое, продолговатое, узкоклиновидное, черное с желтоватым концом.
Учитель:
Учитель: Чем размножаются бархатцы? (Семенами)
Учитель: Бархатцы бывают трех видов:
Бархатцы прямостоячие мощные, высотой от 40 до 100 см, соцветия у всех сортов махровые, очень крупные, диаметром около 7-15 см.
Бархатцы отклоненные гораздо ниже, высотой 20-40 см. У них соцветия могут быть и махровыми, и немахровыми, диаметром 4-7 см.
У бархатцев тонколистных высотой 20-30 см ажурные, тонкоразрезные листья и совсем мелкие, диаметром 1-2 см, немахровые соцветия.
Посмотрите на слайд: 3 вида бархатцев. Определите на какой из картинок находятся бархатцы прямостоячие, отклоненные, тонколистные?
Теперь мы посмотрим с вами технологию посева семян бархатцев.
Учитель:Бархатцы высаживают в защищенный грунт во второй половине марта. Всходы появляются на 4-6 день после посева. Сеянцы тагетеса часто погибают от черной ножки.
Учитель:Что такое черная ножка? (Гниль корневой шейки сеянцев)
Учитель:Чтобы этого не случилось, наполненный почвенной смесью контейнер необходимо пролить темно-розовым раствором марганцовки. После легкого уплотнения почвенной смеси, надо сделать на поверхности неглубокие бороздки 1-2 см. Равномерно распределить семена бархатцев по бороздкам. Удобнее всего это сделать при помощи небольшого листочка белой бумаги. Сверху посевы присыпьте той же почвенной смесью около 1 см. Увлажните посевы. Старайтесь это делать аккуратно, не размывая верхний слой почвы, чтобы семена не оказались на ее поверхности.
Теперь мы самостоятельно приступим к посеву семян. Перед этим мы повторим ТБ при посеве семян. У каждого из вас на столе находится памятка по ТБ при посеве семян:
Ответьте, пожалуйста, на вопросы (по ТБ)……
Для правильного выполнения нашей практической работы нам нужно соблюдать последовательность действий. У вас на столах есть технологическая карта, которая вам необходима при выполнении данной практической работы.
Технологическая карта посева семян бархатцев.
№ |
Последовательность выполнения. |
Содержание. |
1. |
Подготовить почвенную смесь. |
Хорошо перемешать. |
2. |
Заполнить посевной ящик. |
Наполняем почвенной смесью ящик и проливаем раствором марганцовки, выравниваем и уплотняем трамбовкой поверхность почвы. |
3. |
Разметить рядки. |
Разметить маркером на расстоянии 5 см, глубиной 1-2 см. |
4. |
Разложить семена. |
Разложить семена в бороздки с помощью листочка бумаги. |
5. |
Присыпать посевы. |
Присыпать почвенной смесью около 1 см. |
6. |
Увлажнить посевы. |
Полить не размывая верхний слой почвы. |
7. |
Подписать сорта. |
Обозначить сорта бархатцев. |
Сегодня вы научитесь сеять семена бархатцев, каждый из вас в конце занятия будет оценен в соответствии со следующими критериями (см. слайд). Свою работу вы сможете оценить, используя листы оценивания, которые лежат у вас на столе.
Учитель: Для работы нам понадобится специальный инвентарь для посева и выращивания рассады, давайте вспомним, как называются инструменты?
(Посевной ящик, контейнера с почвой, лейка, специальная палочка для разметки бороздок)
С чего начинаем работать:
В посевные ящики, набитые почвенной смесью, с помощью специального инструмента мы делаем посевные бороздки на расстоянии 5 см и глубиной 1.5см.
Теперь выкладываем на белый лист семена из конверта и аккуратно раскладываем их в бороздки.
Что делаем далее?
Присыпаем посевы почвенной смесью около 1 см. Чтобы семена взошли, им необходима влага, для этого осторожно поливаем наши посевы.
5. Практическая работа.
Теперь вы самостоятельно приступаете к выполнению практической работы, пользуясь технологической картой.
Учитель: В завершении мы с вами обозначим сорта бархатцев и дату посева. Для этого нам потребуется маркер и специальные бирки, которые мы устанавливаем в начале каждого рядка.
6. Обобщение.
Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с очень популярным у садоводов растением – тагетес. Освоили способ посева бархатцев, заготовили 10 ящика с посевами. Выращенная рассада в будущем будет использоваться для декорирования цветника училища.
7. Итог.
Учитель: А теперь оцените результаты работы на листах оценивания и сдайте их.
Проверка листов оценивания и комментирование отметок.
За лучшие ответы домашнего задания дополнительно получают отметку 5 ………………………………………………………………………………………….
Учитель: Наш урок подходит к концу. В соответствии с техникой безопасности приведите в порядок рабочие места.
А сейчас посмотрите на слайд. Понравилось ли вам наше занятие? Оцените его, используя смайлики. Нарисуйте выбранный смайлик при выходе из кабинета.