Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
"Омский многопрофильный техникум"
Адрес: 1 учебный корпус: г. Омск тел/факс +7(3812) 42-03-50 эл.почта Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
2 учебный корпус: г. Омск тел. +7 (3812) 43- 80-97 эл.почта Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
Тулин Н.В.
преподаватель, начальник штаба ГОиЧС
ОБЖ и проектная деятельность
- новые подходы к обучению.
Цель: анализ, исследование проблемы развития творческой активности обучающихся в процессе учебной деятельности.
Сегодня много говорится о необходимости прививать подрастающему поколению культуру безопасности жизнедеятельности (безопасного поведения в любой среде обитания). Одного ознакомления с различными угрозами и правилами безопасности, начиная от бытовых ситуаций и заканчивая ЧС, слишком мало. Нужно целенаправленно готовить студентов (вчерашних школьников) к тому, чтобы они сумели в сложных условиях не растеряться и самостоятельно найти выход. Как показывает опыт людей, оказавшихся в различных ЧС, прежде всего им помогла собственная находчивость. Тем более, что нет и не может быть полного набора вариантов действий в той или иной ситуации, оказавшись в которой можно было бы, не задумываясь, выбрать нужный и действовать по раз и навсегда заученному алгоритму.
Необходимость воспитания, обучения, выработки умения анализировать ситуацию, не теряться, самостоятельно искать, находить оптимальное решение – одна из основных задач учебной дисциплины.
Этому благоприятствуют требования ФГОС, в основе которых лежит как раз личностно ориентированное обучение, направленное на развитие индивидуальных качеств и творческого потенциала обучающегося. Одна из главных целей - это глубокая разносторонняя подготовка к последующей профессиональной деятельности, формирование творческой субъектной позиции обучающегося в условиях активных форм и методов обучения, которые ориентированы на персональный характер образования, на основе приоритетного отношения к его интересам и потребностям.
Каким же видятся проектная деятельность, как один из современных способов обучения ОБЖ?
По своей сути метод проектирования - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности обучающихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей. Обучающиеся под контролем педагога создают конечный продукт и этот продукт должен обладать объективной и субъективной новизной, иметь практическую значимость.
Такая деятельность лучше всего способствует интеллектуальному и духовному развитию личности обучающегося. Работа над проектом позволяет обучающимся выработать устойчивые полезные навыки в области ОБЖ, воспитывает способность проявлять изобретательность, находчивость и самостоятельно вести поиск путей к достижению поставленной перед собой (или группой) цели, что особенно важно для формирования личности человека.
В наше время жизненный успех, независимо от сферы деятельности, во многом определяется способностью организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - это люди, обладающие проектным типом мышления.
Сегодня проектная деятельность активно развивается, но пока еще до сих пор еще не сформировались единые подходы к тому, какой она должна быть. Проектом мы называем самую разную работу: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.
Считаю, что основой данного метода обучения является личностная концепция педагогики. Необходимо создавать такие условия, в которых студент перестает быть просто получателем знаний, а стремится к ним сам, проявляя и развивая свои творческие способности. Сделать это сложно, но при желании - возможно, важно найти хорошие стимулы. Необходимо дать ему (или группе студентов) интересное, нестандартное задание и обеспечить условия для исследовательской работы. Студент должен почувствовать себя в роли исследователя, реального участника проводимых действий-исследований и тогда ему становится по-настоящему интересно, он сам ведет поиск нужной информации, анализирует, делает выводы.
Проектная работа должна иметь значимую для обучающегося цель, сформулированную в виде проблемы. Решая ее, автор проекта определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в т.ч. информационные. Информации сегодня - избыток, и работа над проектом развивает умение искать и находить нужную, дает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке ее достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений. Такая своеобразная прививка делает молодежь устойчивой к разного рода влияниям, в том числе и к агрессивной рекламе.
Метод проектирования приучает студентов мыслить, проявлять смекалку, не останавливаться перед трудностями на пути к цели, искать решение - выход.
Вовлечение в проектную деятельность происходит постепенно. День за днем, занимаясь решением проблемы, студенты приобретают опыт исследовательской работы, лучше овладевают навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта. У них формируются волевые качества, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе. Метод проектирования позволяет минимизировать отрицательные проявления подросткового, юношеского кризиса. Ведь если мы - педагоги (техникум) сами не удовлетворим естественное для студента желание ощутить себя взрослым, то потребность в этом может проявиться в его рискованном, конфликтном поведении: в экспериментах со своей внешностью (выделиться как угодно), попытках спорить с преподавателями, вызывающе себя вести, вплоть до употребления психоактивных веществ и т.д.
Проектная деятельность хороша тем, что она удовлетворяет желание экспериментировать, которое проявляется в попытках определить границы своих возможностей, физических и интеллектуальных. Все это выражается в стремлении к знаниям, в чем и состоит одна из главных целей метода проектов.
Значение имеет и результат, и оригинальность замысла. При этом результат действия зачастую становится второстепенным по сравнению с авторским замыслом.
Работа над проектом позволяет студенту провести оригинальный опыт или поставить свой эксперимент. Возможность самому создать проектный продукт заставляет задействовать все творческие силы, раскрывает личность обучающегося. При этом виды творческой деятельности не ограничены, конечным продуктом могут стать : и учебное пособие, и видеофильм, и макет, и муляж и т.п.
Метод проектов изначально обязательно предполагает решение какой-то проблемы. Сам процесс решения задачи начинается с постановки гипотезы, мыслительного предвосхищения искомого результата.
Применение метода проектов дает возможность выделить условно три уровня сложности:
1. Тематические - это, как правило, индивидуальные проблемные задания, небольшие по объему учебные проекты, которые можно предлагать ребятам уже спервой изучаемой темы. В этом случае даже контрольная работа по пройденной теме вполне может проводиться в форме защиты проекта. Постоянно выполняя учебные проекты, обучающиеся приобретают достаточный опыт, чтобы перейти к работе над самостоятельным решением проблемных задач.
2. Итоговые - это объемные проблемные задания для рабочих групп из нескольких учеников, выполняемые на протяжении длительного времени.
3. Персональный проект - это самостоятельная работа, осуществляемая обучающимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года (периода). Научиться планировать свои цели, учиться работать системно - это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть будущий специалист.
В основу технологии работы над любым проектом закладывается идея развития творческих способностей обучающихся путем исследовательской работы и направленности учебно-познавательной деятельности на результат. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием, соединяющим знания и умения, компетенции и жизненные ценности.
Технология решения проблемной задачи, поставленной проектом, может состоять из нескольких этапов:
Время урока необходимо использовать для работы над определением тематического поля, проблемы и цели проекта, а также для презентации результатов исследовательской работы.
Тема выбирается индивидуально, но проект может быть выполнен и оформлен группой студентов. В этом случае для каждого из них определяется индивидуальная часть проекта. Тематика проектных заданий должна охватывать широкий круг вопросов учебной программы и, обязательно, быть актуальной для практической жизни.
В процессе работы необходимо использовать все возможности для развития лидерских и исследовательских качеств у обучающихся. Именно с этой целью студентам предоставляется возможность самим разрабатывать и осуществлять проекты. Важным моментом в проектной деятельности является подбор объектов для проектирования. Основная помощь взрослого необходима именно на этапе осмысления проблемы (постановка проблемной ситуации) и формулирования цели. Обязательно нужно учитывать индивидуальные особенности, возрастные и физиологические возможности студентов, межпредметные связи, общественно полезную или личностную значимость проекта. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос: зачем он собирается делать этот проект и каков его смысл? Ответив, студент определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос: что для этого следует сделать? Решив его, студент увидит задачи своей работы. При этом преподаватель вправе окончательно выбрать тему, так как педагог лучше знает (должен знать) интересы и потенциальные возможности своих учеников, и может определить для них сложность творческой работы.
В процессе работы обучающиеся самостоятельно приобретают недостающие знания и учатся использовать их для решения познавательных и практических задач. Они приобретаюткоммуникативные умения, работая в группах, развивают исследовательские способности - способность выявить проблемы, собрать информацию и проанализировать ее, провести эксперимент. Роль преподавателя здесь значительна, но второстепенна. Основную работу на этом этапе обучающийся выполняет самостоятельно.
Есть еще одна сторона проектной деятельности, о которой необходимо упомянуть, - это обязательное приглашение автором проекта к сотрудничеству супервайзера (кого-либо из педагогов). Инициатором сотрудничества и активной стороной взаимодействия является сам студент, а взрослый выступает в роли консультанта, источника информации, вдохновителя. Такое взаимодействие дает совершенно новый опыт общения с преподавателем. Педагог может лишь посоветовать, а самостоятельное решение принимает сам обучающийся - автор проекта. Так формируется умение отстаивать свою идею, аргументированно доказывать ее актуальность.
Работая над персональным проектом, студенты имеют возможность в полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные с будущей профессиональной деятельностью, со своими увлечениями, а иногда и с личнымипроблемами.
Таким образом, проектная деятельность дает наиболее эффективный конечный результат только при обязательном наличии ряда факторов (совокупность «шести П»).
1. Проблема. Рассмотрение изначально неформализованной задачи, которую в дальнейшем предстоит решить учащимся. Преподавателю необходимо заострить внимание на конечном продукте деятельности, показать значимость проекта, его целесообразность и дальнейшее применение. Результат выполненного проекта должен быть, что называется, «осязаемым». Если это теоретическая проблема, то вырабатывается конкретный способ ее решения, а если практическая, то - наглядный и убедительный результат, готовый к использованию (на уроке, в реальной жизни).
2. Проектирование.
Совместно с обучающимися педагог формулирует цели, которые предстоит достичь в ходе выполнения проекта. Студенты предлагают собственные идеи, высказывают предположения по их реализации. Происходит разделение участников проекта на несколько групп, каждая из которых будет строить свою собственную деятельность. Важно четко сформулировать, каким образом в дальнейшем произойдет слияние результатов работы групп, договориться о стандартах каждой из частей конечного продукта. Нужно определить способы представления результатов (формы отчета), установить процедуру и критерии оценки результатов и процесса, распределить задачи между членами команды.
3. Поиск информации. Инструментами поиска информации являются интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и др. Каждая из групп занимается сбором материала и работает независимо от других. Преподаватель не должен вмешиваться в деятельность учеников, иначе это уже не будет самостоятельной работой. Студенты сами решают возникающие по мере выполнения проекта проблемы, учась мыслить и применять знания на практике, а преподаватель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. 4. Продукт. Он состоит в оформлении конечных результатов деятельности, их синтезе (если работает группа). Формулируются выводы - ясно и четко. Отчет должен соответствовать вполне определенным требованиям. Это и оформление титульного листа, и библиография, и размещение иллюстраций. Освоив эти навыки, студенту в дальнейшем легче будет работать с различной бумажной документацией. Преподаватель продолжает выступать в роли наблюдателя и куратора. Основное лицо по-прежнему автор проекта.
Подходить к оцениванию результатов проектной деятельности с позиций обычной «школьной» отметки невозможно.Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, автор имеет право на собственное нестандартное видение проблемы. Все это делает процедуру и результат оценки проекта непохожими на обычное оценивание другой студенческой работы.
Необходимо оценить, насколько аргументированно обучающийся обосновал цель проекта и спланировал пути ее достижения, логику и нестандартность самого решения. Среди критериев оценки - умение правильно ориентироваться в потоке информации и отбирать нужную, наглядность и убедительность представленного результата. С критериями оценки студентов необходимо ознакомить заранее, в начале работы над проектом. Они даже могут сами предложить какие-либо дополнительные критерии. В любом случае структура полученного балла должна быть понятна обучающемуся. Одной из важных особенностей работы над проектом является ее самостоятельная оценка самим автором, что позволяет ему, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчеты (излишняя уверенность в собственных силах, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией и др.). Такой опыт самооценки очень важен и для дальнейшей жизни человека (к сожалению, этого качества зачастую не хватает даже взрослым людям).
Проектная деятельность является движущей силой развития творческого потенциала, скрытого в человеке. Работа над проектом позволяет студенту проявить себя как личность, осознать собственную уникальность в лучшем смысле этого слова, например, при нахождении собственного нестандартного решения той или иной сложной задачи.
С развитием творческой активности обучающихся, у них появляется устойчивый интерес к пониманию структуры и состава любого технологического процесса в обобщенном виде, что обеспечиваетперенос усвоенных знаний на самые разнообразные ситуации.
Используя метод проектов как средство активизации творческой активности и применяя его в учебном процессе, можно добиться более качественно новых результатов в обучении и воспитании.
Использование метода проектирования дает обучающимся четко осознанное отношение к проблемам безопасности, вплоть до умения самостоятельно вырабатывать и аргументировать принимаемые решения о действиях в нестандартных ситуациях.
Проектная деятельность, как один из видов учебной деятельности, позволяет преобразовывать теоретические знания в реальный жизненный опыт.