Версия сайта для слабовидящих

Поступай правильно - поступай к нам!

 

 

Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Решаем вместе

 

 

 

 

 

 

www.gosuslugi.ru

 

 

  

 

 

Сбербанк Android

 



ОБЖ и проектная деятельность - новые подходы к обучению

Тулин Н.В.

преподаватель, начальник штаба ГОиЧС

 

ОБЖ и проектная деятельность                   

 - новые подходы к обучению.

 

Цель:  анализ,  исследование  проблемы  развития    творческой  активности       обучающихся  в  процес­се  учебной  деятельности.

        

    Сегодня много говорится о   необходимости  при­вивать   подрастающему   поколению культуру безопасности  жизнедея­тельности  (безопасного  поведения в любой среде обитания).  Одного ознакомления с различными угрозами и правилами безопасности, начиная от бытовых ситуаций и за­канчивая ЧС, слишком мало. Нужно целенаправленно готовить студентов  (вчерашних школьников)  к тому,  чтобы они сумели  в слож­ных условиях  не  растеряться и  само­стоятельно найти выход. Как показывает опыт людей, оказавшихся в различных ЧС, прежде всего  им  помогла собствен­ная находчивость. Тем более,  что нет и не может быть полного набора ва­риантов действий в той или иной ситуации, оказавшись в которой можно было бы, не задумываясь,  выбрать нужный и  действовать по раз и навсегда зау­ченному алгоритму.                               

       Не­обходимость воспитания, обучения, выработки умения анализи­ровать ситуацию,  не теряться, само­стоятельно искать, находить оптимальное ре­шение – одна из основных задач учебной дисциплины.  

       Этому благоприятствуют  требования ФГОС, в основе которых лежит как раз личностно ориентированное обучение, направленное на развитие индиви­дуальных качеств и  творческого потенциала обучающегося.  Одна из главных целей - это глубокая раз­носторонняя подготовка к последу­ющей профессиональной деятельности, формирование  творческой субъектной позиции обучающегося  в условиях активных форм и методов обучения, которые ориентированы на персональный ха­рактер образования, на основе при­оритетного отношения к его интере­сам и потребностям.

      Каким же  видятся проектная деятельность, как  один из современных спо­собов  обучения ОБЖ?

        По своей сути метод проектирова­ния - это  гибкая модель организации учебного про­цесса, ориентированная на твор­ческую самореализацию личности обучающихся, развитие их интеллекту­альных и физических возможностей, волевых качеств и творческих спо­собностей. Обучающиеся  под контролем педагога  создают конечный продукт и этот продукт должен обладать объ­ективной и субъективной новизной, иметь практическую значимость.

   Такая деятельность лучше всего способствует интеллек­туальному и духовному развитию личности обучающегося. Работа над проектом позволяет обучающимся выработать устойчивые полезные навыки  в области ОБЖ,  воспитывает  способность  проявлять  изобретательность, находчивость и самостоятельно вести поиск путей к достижению поставленной перед со­бой (или группой) цели, что особенно важно  для формирования личности человека.

     В наше время жизненный успех, независимо от сферы деятель­ности, во многом определяется спо­собностью организовать свою жизнь как проект:  определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, на­метить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь по­ставленных целей.

    Большин­ство современных лидеров в полити­ке, бизнесе, искусстве, спорте  -  это люди, обладающие проектным типом мыш­ления.  

     Сегодня проектная деятельность активно развивается, но  пока еще до сих  пор еще не сформировались еди­ные подходы к тому,  какой она долж­на быть.  Проектом мы называем  самую разную работу: от обычного реферата и нестандартно­го выполнения стандартного задания  до действительно серьезного исследования с последую­щей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.

    Считаю, что основой данно­го метода обучения  является личностная концепция пе­дагогики.  Необходимо создавать  такие условия, в которых студент перестает быть просто  получателем знаний, а стремится к ним сам, проявляя и развивая свои творческие способно­сти. Сделать это сложно, но при желании - возможно, важно найти хорошие стимулы.  Необходимо  дать ему (или группе студентов) интересное, нестандартное задание и обеспечить условия для исследовательской рабо­ты. Студент  должен почув­ствовать себя в роли исследователя, реального участника  проводимых действий-исследований и тогда ему становится по-настоящему интересно, он сам ведет поиск нуж­ной информации, анализирует, де­лает выводы.   

    

     Проектная работа должна иметь  значимую для обуча­ющегося  цель, сформулированную в виде проблемы.   Решая ее, автор про­екта определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, при­влекает необходимые ресурсы, в т.ч. информационные.  Информации сегодня -  избыток, и работа над проектом развивает умение искать и находить  нужную, дает  навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке ее достоверности, отсеива­нию второстепенных или сомнитель­ных сведений. Такая своеобразная прививка делает молодежь устойчи­вой к  разного рода влияниям, в том числе и к агрессивной рекламе.

   Метод проектирования  приучает  студентов  мыслить, проявлять смекалку, не останавливаться перед трудно­стями на пути к цели, искать решение - выход.  

      Вовлечение   в проектную деятельность происходит постепенно.   День за днем,  за­нимаясь   решением   проблемы, студенты  приобретают опыт исследовательской работы, лучше овладевают навы­ками использования компьютера для поиска информации и оформ­ления письменной части проекта. У них формируются волевые качества, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе.   Метод проектирования позволяет минимизировать отрицательные проявления подросткового, юношеского  кризиса. Ведь если мы - педагоги (техникум) сами  не удовлетворим естественное для студента  желание ощутить себя взрослым, то потреб­ность в этом может проявиться в его рискованном, конфликтном поведе­нии: в эксперимен­тах со своей внешностью (выделить­ся как угодно), попытках спорить с преподавателями, вызывающе себя вести,  вплоть до употребления психоактивных веществ и т.д.

       Проектная деятельность хороша  тем, что она удов­летворяет   желание  экспери­ментировать, которое проявляется в попытках определить границы своих возможностей, физических и интел­лектуальных.   Все это выра­жается в  стремлении к знаниям, в чем и состоит одна из главных целей метода проектов.

     Значение имеет и результат, и оригинальность замысла.   При этом результат действия  зачастую становится  второстепенным по сравнению с  авторским замыслом.

       Работа над проектом   по­зволяет студенту провести оригиналь­ный опыт или поставить свой экспе­римент. Возможность самому создать проектный продукт заставляет задей­ствовать все творческие силы, рас­крывает личность обучающегося.  При этом виды творческой  деятельности не ограничены,  конечным продуктом могут стать :  и учебное посо­бие,  и видеофильм, и макет, и муляж  и т.п.

              Метод проектов изначально обязательно предпола­гает решение какой-то проблемы. Сам процесс решения задачи начинается с постановки гипотезы, мыслительного предвосхищения искомого результата.

         Применение метода проектов дает возможность выделить условно три уровня сложности:

   1.  Тематические - это, как правило, индивидуальные проблемные задания,   небольшие по объему учебные проекты, которые можно пред­лагать ребятам уже спервой изучаемой темы.  В этом случае даже  контрольная работа по пройден­ной теме вполне может проводиться в форме защиты проекта. Постоянно выполняя учебные проекты,  обучающиеся  приобретают достаточный опыт, чтобы перейти к работе над само­стоятельным решением проблемных задач.

2.   Итоговые - это объемные проблем­ные задания для рабочих групп из не­скольких учеников, выполняемые на протяжении длительного времени.

 3. Персональный проект - это само­стоятельная работа, осуществляемая обучающимся на протяжении длительно­го периода, возможно в течение всего учебного года (периода).  Научиться планировать свои цели, учиться рабо­тать системно - это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть будущий специалист.

       В основу технологии работы над любым проектом закладывается  идея развития твор­ческих способностей обучающихся   путем исследователь­ской работы и направленности учеб­но-познавательной деятельности на результат. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, приме­нить на практике. Внутренний ре­зультат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием, соединяю­щим знания и умения, компетенции и жизненные ценности.

          

      Технология  решения  про­блемной  задачи,  поставленной  про­ектом, может состоять из нескольких этапов:

  1. Мотивационный этап служит для осознания  обучаемыми  социальной и личностной значимости, создания аргументи­рованного обоснования необходимо­сти данного проекта.
  2. Этап планирования - для разделе­ния проекта на подзадачи, которые могут быть решены по отдельности или единым блоком.
  3. Рабочие этапы реализуют задачи проекта и заключаются в создании мо­дели решения и практической ее реа­лизации. При неадекватности получен­ного решения этот этап повторяется на более высоком уровне, что заключается в переработке модели решения.

         Время урока необходимо использовать для   работы над определением тематического поля, проблемы и цели проекта, а также для презентации результатов ис­следовательской работы.

     

       

    Тема выби­рается индивидуально, но проект может быть выполнен и оформлен группой студентов. В этом случае для каждого из них определяется индивидуальная часть проекта. Тематика проектных заданий должна охватывать широкий круг вопросов учебной программы и, обязательно, быть актуальной для практиче­ской жизни.  

          В процессе работы   необходимо использовать  все воз­можности для развития лидерских и исследовательских качеств у обучающихся. Именно с этой целью студентам предоставляется воз­можность самим разрабатывать и осуществлять проекты.   Важным моментом в проектной деятельности является подбор объек­тов для проектирования.  Основная помощь взрослого необходи­ма именно на этапе осмысления проблемы (по­становка проблемной ситуации) и фор­мулирования цели.  Обязательно нужно учитывать индивидуальные особенности,  возрастные и физиологиче­ские возможности студентов,  межпредмет­ные  связи, обще­ственно полезную или личностную значимость проекта.  Необходимо помочь автору будуще­го проекта найти ответ на вопрос: за­чем он собирается делать этот проект и каков его смысл? Ответив, студент определяет цель своей работы.  Затем возникает вопрос: что для этого следу­ет сделать? Решив его, студент увидит задачи своей работы.   При этом  преподаватель вправе  окончательно выбрать тему, так как педагог лучше знает (должен знать) ин­тересы и потенциальные возможности своих учеников,  и  может определить для них сложность творческой работы.

         

   В про­цессе работы обучающиеся самостоятель­но приобретают недостающие знания и учатся использовать их для решения познавательных и практических задач. Они приобретаюткоммуникативные умения, работая в группах, развивают исследовательские способности - спо­собность выявить проблемы, собрать информацию и проанализировать ее, провести эксперимент. Роль преподавателя здесь  значи­тельна, но второстепенна.  Основную работу на этом этапе  обучающийся выполняет самостоятельно.  

           Есть еще одна сторона проектной деятельности, о которой необходимо упомянуть, - это обязательное при­глашение автором проекта к сотруд­ничеству супервайзера (кого-либо из педагогов). Инициатором со­трудничества и активной стороной взаимодействия является сам студент, а взрослый выступает в роли консуль­танта, источника информации, вдох­новителя. Такое взаимодействие дает  совершенно новый опыт обще­ния с преподавателем. Педагог может лишь по­советовать, а самостоятельное решение принимает сам обучающийся - автор проекта. Так формируется умение отстаивать свою идею, аргументированно доказывать ее актуальность.

                  Работая над персональным проек­том, студенты  имеют возможность в полной мере реализовать познаватель­ный мотив, выбирая темы, связанные с будущей профессиональной деятельностью,  со своими увлечениями, а иногда и с личнымипроблемами.

         Таким образом,  проектная деятельность дает наиболее эффективный конечный результат только при обязательном  наличии  ряда факторов (совокупность «шести П»).

1. Проблема. Рассмотрение изна­чально неформализованной задачи, которую в дальнейшем предстоит ре­шить учащимся. Преподавателю  необ­ходимо заострить внимание  на конечном продукте деятельности, по­казать значимость проекта, его целесо­образность и дальнейшее применение. Результат выполненного проек­та должен быть, что называется, «ося­заемым». Если это теоретическая про­блема, то вырабатывается конкретный способ ее решения, а если практиче­ская, то - наглядный и убедительный результат, готовый к использованию (на уроке,  в реальной жизни).

2.     Проектирование.

 Совместно с обучающимися педагог формулирует цели, которые предстоит достичь в ходе выполнения проекта. Студенты  предла­гают собственные идеи, высказывают предположения по их реализации. Происходит разделение участников проекта на несколько групп, каждая из которых будет строить свою собственную деятельность.   Важно четко  сформулировать,  каким образом в дальнейшем произойдет слияние результатов работы групп, договориться о стандартах каждой из частей конечного продукта. Нужно определить способы представления результатов  (формы отчета), установить процедуру и кри­терии оценки результатов и процесса, распределить задачи между членами команды.                          

 

  3. Поиск информации.   Инструментами поиска информации являются интервью, опросы, наблю­дения, эксперименты и  др. Каждая из групп занимается сбором материала и рабо­тает независимо от других. Преподаватель  не должен вмешиваться в деятельность учени­ков, иначе это уже не будет самостоятель­ной работой. Студенты  сами решают возни­кающие по мере выполнения проекта проблемы, учась мыслить и применять знания на практике, а преподаватель  из носителя готовых знаний превращается в организатора познава­тельной, исследовательской деятель­ности своих учеников.                                                                                    4.   Продукт.    Он состоит в оформле­нии конечных результатов деятельно­сти, их синтезе (если работает группа). Формулируются выводы - ясно и четко.  Отчет должен соответствовать вполне определенным требованиям. Это и оформление  титульного листа, и библиография, и размещение иллюстраций. Освоив эти навыки, студенту в дальнейшем  легче будет работать с различной бумажной документацией.  Преподаватель продолжает выступать в роли наблюдателя и куратора. Основное лицо по-прежнему автор проекта.                                                                 

  1.  5.  Презентация.  Это процедура  защиты проектов в различных формах: конференция, доклад, устный или письменный отчет, наглядная демонстрацияматериалов  и иных формах. Такая деятель­ность способствует  глубокому, осоз­нанному усвоению базовых знаний. Она имеет определенный временной   регламент:  время на выступление и   ответы на вопросы. Автор должен подготовить аннотацию своего проек­та, позаботиться об оформлении аудитории, приготовить технику для демонстрации слайдов, видео- или аудиофрагментов, компьютерной пре­зентации и т.п. Необходимо учесть, что выступающий должен аргументиро­ванно отвечать на все возможные во­просы и быть убедительным.  Про­водится коллективное    обсуждение, экспертиза, вы­двигаются новые проблемы для иссле­дования. Преподаватель  оценивает усилия учащихся, креативность, качество ис­пользования источников, неиспользо­ванные возможности, потенциал про­должения, качество отчета. Студенты участвуют в оценке путем коллективно­го обсуждения и самооценок.
  2. 6.    Портфолио. Это применение результатов проекта в повседневной жизни. Автор показывает на практике применение своего проекта (иначе для чего было его создавать?). Значимость собственной деятельно­сти является лучшим стимулом - за следующие про­екты студенты  берутся с  большим удо­вольствием!

       

       Подходить к оцениванию результатов проектной деятельности с позиций обычной «школьной» отметки  невозмож­но.Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, автор имеет право на собственное не­стандартное видение проблемы. Все это делает процедуру и результат оцен­ки проекта непохожими на обычное оценивание другой студенческой работы.  

  Необходимо оценить, насколько  аргументирован­но  обучающийся  обосновал цель проекта и спланировал пути ее достижения, логику  и нестандартность самого решения. Среди критериев оценки - умение правильно ориенти­роваться в потоке информации и от­бирать нужную, наглядность и убеди­тельность представленного  результата. С критериями оценки студентов  необходимо  ознакомить заранее, в  начале работы над проектом. Они даже могут сами предложить какие-либо допол­нительные критерии.  В любом случае структура полученно­го балла должна быть  понятна  обучающемуся. Одной из важных особенностей рабо­ты над проектом является ее самосто­ятельная оценка самим автором, что позволяет ему, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчеты (излишняя уверенность в собственных силах, неправильное рас­пределение времени, неумение рабо­тать с информацией и др.). Такой опыт само­оценки очень важен и для дальнейшей жизни человека (к сожалению, этого качества зачастую не хватает даже взрос­лым людям).

      Проектная деятельность  является движущей силой раз­вития творческого потенциала, скры­того в человеке. Работа над проектом позволяет студенту проявить себя как личность, осознать собственную уникальность в лучшем смысле этого слова, например,  при нахождении соб­ственного нестандартного решения той или иной сложной задачи.

    С развитием творческой активности обучающихся,  у них появляется устойчивый интерес к пониманию структу­ры и состава любого технологического процес­са в обобщенном виде, что обеспечиваетперенос усвоенных знаний на самые разнообразные ситуации.

       Используя метод проектов как средство активизации творческой активности и применяя его в учебном процессе, можно добить­ся более качественно новых результатов в обучении и воспитании.

      Использование  метода проектирования дает обучающимся четко осознанное от­ношение к проблемам безопасности, вплоть до умения самостоятельно вырабатывать и аргументировать  принимаемые решения о действиях в нестандартных ситуациях.   

         Проектная деятельность, как один из  видов учебной  деятельности, позволяет преобразовывать   те­оретические знания   в реальный жизненный опыт.