Версия сайта для слабовидящих

Поступай правильно - поступай к нам!

 

 

Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Решаем вместе

 

 

 

 

 

 

www.gosuslugi.ru

 

 

  

 

 

Сбербанк Android

 



Пономарёв Николай Петрович

Отец Якушинской Ирины Николаевны, 

заведующая методическим отделом ОМТ

 

 

ПономарёвНиколай Петрович родился 17 мая 1925 года в городе Омск на улице 5 линия, в семье музыканта. Он был у родителей 8 ребенком. Его отец Петр Михайлович, сын зажиточных купцов, в 1938г. был арестован по статье 58-2, по ложному доносу. В 1940г. он был расстрелян.

Чтобы выжить, семья переехала в село Харламово Таврического района, где жил старший брат.

20 ноября 1942 года Николай получили повестку из военкомата.

В это время в поселке карьер формировалась 17я окружная школа снайперов, которая будет переведена в Калачинск.

После окончания школы, в сентябре 1943г., рядовой Пономарев был направлен в Горьковскую область где формировался 52-й стрелковый полк, который был отправлен на Орловско-Курскую дугу. (Приложение 1)

Из книги Пономарева Николая Петровича «Моя исповедь».

«Командир полка был пожилой полковник Полтавченко, для нас это был дед, а все звали его Батя, всегда подтянутый, строгий. Говорил, что его семью немцы сожгли в собственной бане. Замполит, парторг полка был подполковник Кулик Иван Иванович. Это с ним мне пришлось служить с 12. 1942г., со школы снайперов, до 1950г. Это невероятно, но факт – с ним мы прошли все годы войны от Сибири через Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию, и снова в Россию, Харьков, Чугуев, Чернигов и Ворошиловград (Луганск). Все эти годы я был с ним, он меня оберегал, как сына, наставлял, учил уму-разуму. Я дослужил до звания старшина – это высшее звание солдата.

Что мне очень запомнилось из военных лет:

Освобождение узников из концлагеря под Яссами (Румыния), местечко Бессары – это во время Ясско-Кишиневской операции. Нашему батальону было приказано перекрыть немецким войскам отход через реку Прут. Мы даже не знали, что там есть концлагерь. Когда мы встретили активное сопротивление немцев возле этого посёлка Бессары, мы поняли, что это не с проста. После этого, как выбили немцев из посёлка, мы увидели проволочные ограждения, бараки в лесу и длинные навесы, в которых лежали трупы людей, голые, одни кости. Но еще страшней было, что из барков выходили люди. Назвать их людьми было трудно – скелеты, когда мы их садили в машины, то брали сразу по два человека, в каждом вес был по 20 – 22 кг. В основном это были румыны, бессарабы, украинцы – русских не было, говори, что их всех расстреляли. Это никогда не забудется, даже до сих пор снятся мне некоторые моменты пережитого.

Очень запомнились бои на озере Балатон (Венгрия). Я был в зенитной артиллерии (37 мм.). Стояли мы на левом берегу, у моста. Когда на мосту получилась пробка, заглох танк, и все встало, целая армада техники на мосту, в это время начался налет немцев. Это было что-то ужасное, столько было потерь! И танки, и орудия, техника и, главное – солдаты! Мы были на берегу, все видели и сами потеряли четыре орудия, а сделать ничего не могли. После Балатона были большие бои в ущелье Балкан с власовцами, Даже применяли газ, чтобы их выкурить из ущелья, из их нор.

В августе 1944 года нашу 173 артбригаду особого назначения срочно бросили в Болгарию. Это был очень сложный поход своим ходом через горы Балканы, через Венгрию и Румынию. Шли, вернее ехали день и ночь, были случаи, когда шоферы засыпали и целые расчеты оказывались в пропасти. После боев под Бургасом, Варной (портовый города) и Сливня мы в сентябре 1944г. входили в столицу г. София.

Это было чудо! Танки, вся техника ехала перед городом по коврам, народ стоял стеной, цветы, фрукты – это было что-то невероятное! Наш расчет, сидя в студебеккере   (это машина американская) был буквально завален цветами, фруктами и детскими сладостями! Это никогда не забудется, поэтому я считаю, что болгары – это самые верные славяне по отношению к России. Несмотря на то, что сейчас там другой режим.

Конец войны встречал в Болгарии, в г. Хасково. Наша бригада расположилась в г. Хасково, все ждали боевых действий со стороны Турции, но не насмелилась она выступить, поняв бесполезность, но мы ждали, и хорошо, что не дождались.

Конец войны был радостным днем для всего человечества, особенно для военных, которые остались живы.

Безусловно, все человечество радовалось победе над фашизмом, но еще оставалась империалистическая Япония, которая ждала и не дождалась поражения Красной Армии и порабощения России. Не только советский народ, но и все человечество вздохнуло свободно. Очень дорогой ценой обошлась народу эта война». (Орфография автора сохранена)

 

Долгую, интересную и счастливую жизнь прожил Николай Петрович. Он любил свою землю, родных и близких людей, честно трудился, куда бы ни забрасывала его судьба. Нет ветерана, но есть память о прекрасном человеке, любящем муже, папе, дедушке, друге, товарище – Пономарёве Николае Петровиче. Его «Исповедь» - это история жизни поколения наших прадедушек и прабабушек, о которых поэт писал: «Гвозди бы делать из этих людей, на было б в мире крепче гвоздей!»

Материалы для работы предоставлены дочерью ветерана Якушинской И. Н., заведующей методическим отделом ОМТ и получены с портала «Память народа» министерства обороны РФ.