Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
"Омский многопрофильный техникум"
Адрес: 1 учебный корпус: г. Омск тел/факс +7(3812) 42-03-50 эл.почта Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
2 учебный корпус: г. Омск тел. +7 (3812) 43- 80-97 эл.почта Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
На протяжении всей человеческой истории люди пытались облегчить ручной труд. Не только, чтобы сохранить силы, но и для того, чтобы сделать процесс эффективным. От примитивных станков, которые вращаются паром и водой, к XX веку цивилизация пришла к постройке космических кораблей и атомных реакторов. Чтобы отметить заслуги всех инженеров, в России отмечают День машиностроителя.
В 60-е годы в СССР начали массово вводить профессиональные праздники, с целью поддержать тружеников многочисленных предприятий. 15 августа 1966 года был издан указ об установлении ежегодного праздника — День машиностроителя. Позже дату закрепили в указе 1980 года «О праздничных и памятных днях». Праздник не имеет фиксированной даты в календаре. Оговорено, что День машиностроителя в России отмечается ежегодно в последнее воскресенье сентября. В 2024 году праздник выпадает на 29 сентября.
Считается, что машиностроение получило старт в XVIII веке, когда началась промышленная революция и стали отказываться от мануфактур. Вслед за первыми ткацкими станками появились металлорежущие. Начали разрабатывать и модернизировать паровой двигатель, который приводил в движение новые механизмы.
Первым машиностроительным заводом в стране было предприятия Франца Берда в Санкт-Петербурге. В 1804 году на нём запустили производство паровых двигателей, а затем собирали машины для судостроения и железных дорог.
Наиболее известным стал станок русского механика Нартова, представленный им в 1738 году. Он имел суппорт и набор сменных шестерен для изменения скорости вращения заготовки.
Также заметный вклад в развитие технологии машиностроения внесли наши соотечественники А. Чехов, М. Сидоров, Я. Батищев и многие другие инженеры и ученые. В это же время были предприняты первые попытки стандартизации станков. Немного позднее станкостроительное производство было организовано в Туле. Русский механик, технолог, инструментальщик А. М. Сурнин на Тульском оружейном заводе разработал технологические процессы, обеспечивающие взаимозаменяемость всех ружейных деталей, организовал их внедрение, а также производство специализированного инструмента.
В 1812 г. выдающийся российский механик Л. Ф. Сабакин создает на Тульском оружейном заводе самый тяжелый (25 тонн) на тот период станок для одновременной обработки каналов 42 ружейных стволов. Идея концентрации технологических операций, реализованная в станках Л. Ф. Сабакиным, оказала большое влияние на развитие многопозиционной и многоинструментальной обработки.
В начале XIX в. русский инженер Е.С. Якоби построил первый электродвигатель. Впоследствии электродвигатель станет основным элементом привода всех металлорежущих станков. К середине же XIX века машиностроительные предприятия приобрели современный вид.
С тех пор промышленность продолжала развиваться и к началу XX века нарастила довольно быстрые темпы. В советское время политика индустриализации и всё возрастающий размах капитального строительства вызвали большую потребность в машинах и оборудовании. В 1970-е годы объём продукции превосходил объемы 1900 года в тысячу раз. Однако в девяностых произошёл сильнейший спад производства. Рост производства в машиностроении заново начался только в 1999 году.
Современное машиностроение состоит из более чем 70 отраслей, и оно постоянно растет. Исторически машиностроительная отрасль включает в себя: тяжёлое, среднее и общее машиностроение. Эти три направления были созданы в зависимости от потребления энергоресурсов, материалов, трудозатрат. Они продолжают существовать и развиваться под направлением прогресса, вбирая в себя новые направления хозяйственной деятельности. К 2030 году Россия намерена войти в ТОП-25 стран мира по числу промышленных роботов. Технологическое обновление позволит решить проблему нехватки квалифицированных кадров, которая является одним из основных препятствий развития машиностроения.