Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
"Омский многопрофильный техникум"
Адрес: 1 учебный корпус: г. Омск тел/факс +7(3812) 42-03-50 эл.почта Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
2 учебный корпус: г. Омск тел. +7 (3812) 43- 80-97 эл.почта Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
Выполнила: Бойдукова Эвелина,
студентка 1 курса «ОМТ».
Руководитель: Федотова Евгения
Михайловна, преподаватель
русского языка и литературы.
Общение относится к числу важнейших сфер жизнедеятельности для подростка и старшеклассника. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. При общении речь современной молодежи приводит в негодование учителей, родителей. В самом деле, есть о чем беспокоиться: в речи молодежи все чаще встречаются такие явления русского языка, как сленгизация и жаргонизация. Так, мы можем предположить, что среди учащихся «Омского многопрофильного техникума» степень жаргонизации превышает 50%.
Все чаще в речи студентов, как девушек, так и юношей звучат слова: улёт, зашибись, супер, стремно и другие. Подобные слова вытесняют литературные выражения.
Речь - это специфическая форма отражения действительности. Она следует за изменениями, происходящими в нашей жизни, связанными со сменой культурных ориентиров, ценностей, установок. То, что мы наблюдаем сейчас, во многом связано с отрицанием культуры советской. И, конечно, свойства речи и свойства среды взаимосвязаны. Как подросток не существует вне семьи, школы и т.д., так и эти общественные институты не существуют отдельно от индивидов, влияя тем самым на речь.
Цель нашей работы заключается в том, чтобы исследовать употребление жаргонов в речи обучающихся «Омского многопрофильного техникума». Объектом исследования является
Для достижения цели в работе предусматривается решение ряда задач:
Материалом для нашего исследования послужила живая речь учащихся «Омского многопрофильного техникума».
Молодежная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона. В разные периоды развития общества разным был и язык. В 20–30-е гг. разговорную речь захлестывали волны уличной стихии – беспризорников, воров, – а также митинговый язык революционных матросов и солдат. Остро встал вопрос о сохранении литературного языка, о путях его дальнейшего развития в связи с изменением контингента носителей.
Как видно, жаргон явление не новое в нашей языковой истории. Жаргон - речь какой-либо социальной или профессиональной группы, содержащая большое количество свойственных только такой группе слов и выражений, в том числе искусственных, иногда условных. Синонимами слову жаргон являются слова сленг и арг.
Сленг - экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы. Выделяют компьютерный сленг – разновидность сленга, используемая пользователями компьютера;
блатной сленг – разновидность сленга, используемая в так называемых «блатных» компаниях;
сленг наркоманов;
политический сленг – разновидность сленга, используемая в политике;
криминальный сленг;
уголовный сленг и др.
Арго - особый язык определенной профессиональной или социальной группы, создаваемый с целью сокрытия смысла произносимого, а также как средство обособления от остальной части общества.
Сейчас же молодёжная речь отражает явления общего жаргона. Общий жаргон - заниженный стиль речи, размывающий и нормы языка, и нормы речевого этикета, – становится привычным. Он звучит не только в повседневном общении, но и в средствах СМИ: это и радио и телевидение, даже в текстах песен можно встретить жаргон (Группа «Сплин» - «Мне по барабану», группа «Дискотека Авария» - «Заколебал ты…»). Соответственно, молодежь, являясь одним из носителей жаргона, делает его элементом престижным и, кроме того, необходимым для самовыражения. С чем это связано?
С одной стороны, стремительное и постоянное ускорение и обновление — ведущие характеристики современной жизни, которой живет российский подросток. Научно-технические революции делают общение чрезвычайно динамичной системой, стимулируя радикальное изменение социальных связей и форм человеческих коммуникаций. В современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение социокультурной реальности, сопровождающейся ломкой традиций и норм разных сфер жизни, стремительное и всеохватывающее распространение продуктов массовой культуры обусловливают угрожающие масштабы современного кризиса общения.
С другой стороны, потребность молодых людей в самовыражении и понимании. Отсюда, использование жаргона в речи, скорее всего, связано с престижем. Главное для современной молодежи – это элемент шока, то есть стремление к созданию ситуации смеха, «чтобы было прикольно», как говорят сами подростки.
Опираясь на фактический материал можно выделить следующую классификацию жаргонов:
1. Сфера техникума
2. Сфера досуга,
3. Сфера быта,
4. Сфера оценки.
На основе материала, к сфере техникума относятся жаргоны, называющие учителей (физичка – «преподаватель физики», химоза – «химия», диря – «директор», истеричка – «преподаватель истории» и др.), учебные предметы (физра, инглиш и др.), другие реалии учебного процесса (грузить, зашиваться, зубрила и др.).
К сфере досуга можно отнести слова: видак, дискач, бухло, стрем, наркота, отмазон, кликуха и др.
К сфере быта относятся слова, называющие части тела (грабли, культяпки, табло – «лицо», лапти, тормоза – «ноги» и др.), слова, называющие аксессуары (косуха – «куртка», джины – «джинсы» и др.), слова, называющие различную бытовую технику (клава, скинуть, перекинуть и др.).
К сфере оценки относятся слова экспрессивно окрашенные (круто, шик, блеск, клёво, ништяк и др.).
Наше исследование было направлено на выявление уровня жаргонизации в речи учащейся молодежи «Омского многопрофильного техникума». Нам необходимо было выявить, все ли учащиеся употребляют в своей речи жаргонизмы и реакция на их речь взрослых. Для этого мы провели анкетирование. Опрошено было 310 человек.
а) да
б) нет?
а) женский,
б) мужской?
а) самоутверждение,
б) обмен информацией,
в) поддержание хороших отношений,
г) придать речи юмор
д) иное
а) матерные,
б) юмористические,
в) компьютерный сленг,
г) блатной сленг
д) те и другие
а) да
б) нет,
в) не всегда?
а) им неважно,
б) поправляют,
в) иногда поправляют?
7. Как Вы относитесь к жаргонам?
а) положительно
б) отрицательно
в) нейтрально.
Полученные результаты мы представляем в следующих диаграммах.
Первая диаграмма показывает, что 90% учащихся «Омского многопрофильного техникума» используют в своей речи слова-жаргоны.
48% учащейся молодежи употребляют в речи слова-жаргоны с целью придания речи легкого юмористического характера:
65% учащихся используют в своей речи юмористические слова, 16% - матерные слова, 10% - блатной сленг, 6% - компьютерный сленг:
64% учащейся молодежи утверждают, что их речь исправляется учителями:
48% опрошенных человек отвечают, что родители не исправляют речь подростков, а 22% говорят, что родители исправляют речь, но не всегда, и 29% ответили, что родители не обращают внимания на их речь:
Сами же учащиеся, 48%, положительно относятся к использованию в своей речи слов-жаргонов, 35% к использованию жаргонов в речи относятся нейтрально и лишь 16% относятся к жаргонизмам негативно:
Целью данного исследования, как уже упоминалось выше, является
изучение жаргонизации речи учащейся молодежи «Омского многопрофильного техникума». Анализ полученных нами результатов позволяет сделать
следующие выводы:
1. Почти все опрошенные учащиеся (90%) отметили, что считают жаргонизацию речи неотъемлемой частью общения среди сверстников.
2. При изучении уровня жаргонизации речи выявлено: первое место у учащихся занимают юмористические слова – 65%, 16% - матерные слова, 10% - блатной сленг, 6% - компьютерный сленг.
Сегодня засилие жаргонизации речи обусловлено изменившимися социальными условиями – приоритет материальных ценностей, изменение межличностных отношений и т.д. Ребята все чаще сталкиваются с безразличием со стороны взрослых к своей речи. А это, в свою очередь, приводит к протесту, который выражается, в частности, повышенной жаргонизацией речи при общении школьников.
3. Собранный фактический материал позволяет нам сделать следующую классификацию жаргонов:
- юмористические,
- компьютерные,
- блатные,
- матерные.
Таким образом, полученные данные не только подтверждают выдвинутое нами предположение о том, что 50% учащихся «Омского многопрофильного техникума» употребляют в своей речи слова-жаргоны, но и позволяют сделать вывод о том, что наблюдается тенденция к возрастанию уровня жаргонизации речи учащихся.
Словник
юмористические |
компьютерные |
блатные |
уголовный |
молодежный |
«училка» - учительница; «историчка» - учитель по истории; «классуха» - классная руководительница; «контроха» - контрольная работа; «домашка» - домашнее задание; «физра» - физкультура; «ботан» - отличник; «шпора» - шпаргалка; «пара» - двойка.
«гаврик» - занудливый человек; «чикса» - девушка; «чувак» - парень; «снять тёлку» - соблазнить девушку; «клубешник» - клуб; «дискач» - дискотека; «кидать понты» - выпячивать свои достоинства; «база» - квартира; «предки» - родители; «потрещать» - поговорить; «уматово» - превосходно; «отпадный» - замечательный; «шмотки» - одежда; «прет» - очень нравится.
|
материнка, мать, мамка, мама, матка - материнская плата; струйник – струйный принтер; лазарь — лазерный принтер; пентюх, пень — микропроцессор Pentium, вакса — операционная система VAX, клава – клавиатура; «топтать батоны» - работать на клавиатуре.
|
Гнилые базары - нехорошие разговоры;
|
Аллею продырявить - сделать проход в заборе; Алмазно – здорово; Алямс-трафуля - шут; несерьезный человек; Амнистировать себя - совершать побег из места лишения свободы; Арка - срок наказания; Бритый - взятый под стражу за преступление; Бубен - буханка хлеба; Бутор - узел с вещами; Бычить - понимать.
|
Алка́н — алкоголик, пьяница; Бабл, бабло́, баблы́ (мн. число) — деньги; Бана́н — мужской половой орган и двойка (неудовлетворительная оценка); Винда́, винды́ (мн. число), виндю́к — OS Windows; Задро́та — некрасивый, неприятный, глупый человек; Ине́т — Интернет; Комп — персональный компьютер; Лайф — жизнь; Мерс, мерсю́к — Mercedes-Benz; Музла́, музло́ — музыкальное учебное заведение; Пофиги́ст — человек, равнодушный ко всему окружающему; Прико́л — шутка, розыгрыш, остроумное высказывание, увлечение; Родаки́, роды́ — родители; Тёлка — девушка, молодая женщина; Ту́са — вечеринка, драка, компания; Ха́вка — еда, банкет; Ха́чик — кавказец; Чел, чува́к — молодой человек, мужчина. |
Список используемой литературы: