Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
"Омский многопрофильный техникум"
Адрес: 1 учебный корпус: г. Омск тел/факс +7(3812) 42-03-50 эл.почта Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
2 учебный корпус: г. Омск тел. +7 (3812) 43- 80-97 эл.почта Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Федотова Евгения Михайловна
Преподаватель русского языка и литературы
Современные образовательные технологии в образовательном процессе позволяют реализовать познавательную и творческую активность учащихся. Они позволяют повысить качество образования, более эффективно использовать учебное время.
В образовательном процессе представлен широкий спектр педагогических технологий: проблемное обучение, разноуровневое обучение, исследовательские методы обучения, проектные методы обучения, обучение в сотрудничестве, система инновационной оценки «портфолио» и другие.
На своих уроках я использую разноуровневое обучение. Данный вид обучения позволяет учащемуся овладеть учебным материалом на разном уровне. Для того чтобы в ходе использования этой образовательной технологии был положительный результат, учителю необходимо продумать свою деятельность. Прежде всего, учитель должен знать уровень знаний учащихся по предмету, а также их способности. Это необходимо для того, чтобы разбить класс на группы. Далее необходимо продумать задания в соответствии с уровнем знаний учащихся.
Так, например, на уроке изложения я произвожу деление класса по способностям. Учащимся, которые имеют низкий уровень развития памяти и низкую подготовку по предмету, даётся больше времени для восприятия материала. В то время, когда класс уже работает самостоятельно, я работаю отдельно со слабоуспевающими учениками. Они отвечают на вопросы, если необходимо, то составляется план текста, раздаются карточки с опорными словами или предложениями, которые помогут воспроизвести текст, разбираются трудные случаи орфограмм.
Таким образом, используя на уроках эту форму обучения, учитель достигает следующих целей для слабых учеников:
- ликвидация пробелов в знаниях;
- формирование умения работать самостоятельно по образцу.
Кроме разноуровневого обучения широко используется мною на уроках русского языка и литературы технология обучения в сотрудничестве.
Данная технология позволяет эффективно усвоить новый материал. Так, например, учитель сначала объясняет новый материал, а затем класс разбивается на группы и выполняет самостоятельную работу, тем самым закрепляя материал. Задания могут раздаваться группе по частям, то есть каждый учащийся выполняет свою часть задания, либо «по вертушке», то есть каждое последующее задание выполняется следующим учеником.
Таким образом, вариантом такого подхода можно считать индивидуально-групповою работу.
Плюсом такого подхода является то, что это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем. Соответственно меняется роль учителя, теперь он не передает знания, а помогает учащимся самостоятельно добывать эти знания, то есть учитель играет роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской деятельности учащихся.
На уроках литературы я использую разновидность технологии совместного обучения, которая в педагогической практике сокращенно называется «Пила».
Суть этого способа заключается в том, что учащиеся разбиваются на группы (4-6 человек) для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.
Этот способ очень удобно использовать при изучении жизни и творчества (биографии) какого-либо писателя. Тогда можно выделить следующие фрагменты:
- ранние годы жизни писателя;
- первые достижения;
- поздние годы писателя;
- влияние на историю литературы.
Каждый член группы находит материал по своей части.
Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется "встречей экспертов". Далее они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). От всех учащихся требуется внимательно слушать материал. На заключительном этапе учитель может задать вопрос по данной теме любому ученику. В конце изучения темы проводится индивидуальный контроль, можно в форме теста, результаты суммируются, команда, которая достигла наивысших результатов, награждается.
Я считаю, что технологии разноуровневого и совместного обучения являются продуктивными в моей педагогической деятельности. Потому что эти направления относятся к гуманистическому подходу в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.
Список литературы:
1. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса. - Мн., 2002.
2. Кобдикова Ж.У. «Педагогическая технология уровневой дифференциации обучения в средней школе». – Монография. – Алматы: «Print», 2000, с.165.;
3. Лернер И.Я. «Процесс обучения и его закономерности». – М; Педагогика, 1980, с.96.;
4. Селевко Г.К. «Дифференциация обучения». – Ярославль, 1995.;
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./Под ред. Е. С. Полат. - М., 2008.
6. Педагогические технологии./Под общей ред. В. С. Кукушина. - М.; Ростов на /Дону, 2004.