Версия сайта для слабовидящих

Поступай правильно - поступай к нам!

 

 

Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Решаем вместе

 

 

 

 

 

 

www.gosuslugi.ru

 

 

  

 

 

Сбербанк Android

 



Внеурочное мероприятие "Есть на Волге утес..."

 Федоренко Т. А.

 

Наши  обучающиеся из разных регионов, в возрасте от 15 до 24 лет, с разными интересами и способностями, с низкой мотивацией учебной и внеурочной деятельности и, часто, с  заниженной самооценкой и учатся они всего 2 года и 5 месяцев. Такая ситуация подтолкнула меня на поиски новых форм внеурочной деятельности, которые позволяли бы решать задачи воспитания и развития творческих способностей молодых людей. Совместными усилиями  педагога и обучающихся была придумана и опробована особая форма внеурочных мероприятий, которая получила название «Конкурс интеллекта и талантов (КИТ) «Интеллектуал».

Такая форма универсальна, так как в неё можно заложить любое содержание по любой тематике, варьировать творческими состязаниями в соответствии с интересами, запросами и способностями обучающихся.

Обучающиеся участвуют в написании сценария и предлагают разные виды соревнований, в которых они могут и готовы участвовать. Формат конкурса стимулирует и мотивирует молодых людей к достижению высоких результатов, содействует повышению их самооценки.

На конкурс предлагается методическая разработка внеурочного мероприятия «Есть на Волге утёс…», посвящённого героизму советских воинов в Сталинградской битве, которое проходило в БОУ НПО ПУ №40 в феврале 2013 года в формате КИТ «Интеллектуал».

Цель мероприятия: содействовать гражданскому и патриотическому воспитанию молодых людей.

Задачи мероприятия:

- углубить и расширить знания обучающихся по истории Сталинградской битвы;

- способствовать повышению мотивации к учебной и внеурочной деятельности обучающихся;

- содействовать развитию творческих способностей и повышению самооценки …

- продолжить формирование культурологических компетенций.

«Есть на Волге утёс…»

Звучит песня «Вечный огонь» из кинофильма «Офицеры», музыка

Р. Хозака, слова Е. Аграновича.

Чтец:

Есть на Волге утёс, он бронёю оброс,

Что из нашей отваги куётся.

В мире нет никого, кто не знал бы его.

Он у нас Сталинградом зовётся.

Он утёс броневой: бьётся лютый прибой,

Вьётся вороном чёрная стая,

Но стоит он стеной над равниной степной,

Ни сомненья, ни страха не зная.

Там снаряды гремят, там пожары дымят,

Волга – матушка вся потемнела,

Но стоит Сталинград, и герои стоят

За великое правое дело. (Автор неизвестен).

Учитель: В эти дни во всем мире вспоминают события семидесятилетней давности, вспоминают и чествуют тех, кто отстоял «твердыню на Волге», так называют Сталинград. Сейчас этот город называется Волгоград и там проходят торжественные мероприятия, посвящённые юбилею Сталинградской битвы. Сегодня мы с вами вспомним основные события тех горячих 200 дней и ночей на Волге, вспомним тех, кто стоял насмерть тогда, чтобы мы с вами сегодня радовались жизни. У нас сегодня конкурс и мы покажем не только знания истории Сталинградской битвы, но и продемонстрируем свои таланты и умения играть на музыкальных инструментах, читать стихи, петь, представлять презентации, проводить видео-экскурсию. А прочитать, спеть, показать есть что, ведь Великая Отечественная война и подвиг Сталинграда подвигли деятелей культуры на создание великих произведений разных жанров.  

Ученик читает стихотворение«Вернёшься - ты будешь героем…»Г. Поженяна.

Учитель: У нас в гостях наш земляк, один из тех, кто в далёком 1942 году воевал на Сталинградском фронте. Это - ветеран Великой Отечественной войны, бывший десантник Гербинский Иван Григорьевич. Уважаемый Иван Григорьевич, Вам слово. (Ветеран делится воспоминаниями о тех далёких событиях).

Учитель: Начинаем наш конкурс. В нём участвуют три команды: «Боевые подруги», «Ястребы» и «Бравые ребята». (Команды представляют свой девиз). Наш конкурс состоит из двух этапов:  викторина по истории Сталинградской битвы и творческое домашнее задание. Оценивать работу будут эксперты: заместитель директора, преподаватели и обучающиеся.

Звучит песня «Горячий снег», музыка А. Пахмутовой, слова М. Львова.

Учитель: Начинаем конкурс. I этап – историческая викторина. Представители команд вытаскивают вопрос, 30 секунд обдумывают и отвечают. Если у команды не полный ответ или  нет ответа, то дополнить или ответить может другая команда. Правильный ответ – 2 балла, дополнение – 1 балл. У каждой команды 5 попыток.

Вопросы викторины.

1.5 апреля 1942 года Гитлер подписал директиву №41. О чём эта директива?

Эта директива – план «Блау». Он предусматривал летом 1942 года наступление немецких войск на южном участке восточного фронта. Две армии должны были наступать на Кавказ (армия А) и на Сталинград (армия Б). Фашистам нужны были нефть и хлеб.

2. 28 июня 1942 года Сталин подписал приказ № 227. О чём он?

Чтобы остановить отступление советских войск Сталин подписывает приказ № 227 «Ни шагу назад».По этому  приказу отступающие советские  солдаты и офицеры могли быть расстреляны на месте или  отправлены в штрафбаты, если отступают. Чтобы остановить массовое отступление создавались заградительные батальоны, которые должны были любой ценой останавливать отступающие  советские части, даже расстреливать отступающих воинов.

3. Когда и какими силами начали наступление фашистов на  юге?

Наступление фашистов на Юге началось 17 июля 1942 года силами группы армий «Юг» Германии.

4. Почему 23 августа 1942 года считается самым трагическим днём Сталинградской битвы?

В этот день более тысячи немецких самолётов бомбили Сталинград. Погибло более 40 тысяч человек, разрушено более 80% зданий города.

5. Найдите место в Сталинградской битве  числам 102, 2.

102 метра высота Мамаева кургана – важного стратегического объекта, которые немцы не смогли взять. Сейчас – это мемориальный комплекс.

2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва.

6. Найдите место в истории Сталинградской битве числам 200, 4.

200 дней и ночей шёл разгром фашистов у Сталинграда. №4 носила мельница на берегу Волги у основной переправы через Волгу. Немцы в сентябре захватили её, но не смогли удержать. Бойцы 62 дивизии ценой огромных потерь отбили мельницу и отбросили врага от Волги на 200 метров.

7. Найдите место в истории Сталинградской битвы числа 19, 308.

19 ноября 1942 года началась операция «Уран» по окружению и разгрому фашистов в Сталинграде. Сейчас это День артиллерии.

308 дивизия под командованием Л. Гуртьева, сформированная в Омске, геройски сражалась в Сталинграде.

8. Найдите в истории Сталинградской битвы слова «Калач», «нефть».

Калач - город на Дону, где встретились войска Юго- Западного и Сталинградского фронтов  22ноября 1942 года и окружили 6 армию немцев.

Фашисты рвались на Юг, чтобы «перерезать» Волгу, по которой переправляли вглубь страны Бакинскую и кавказскую нефть, так как в Германии своей нефти нет, а нефтепродукты для техники нужны.

9. Найдите в истории Сталинградской битвы слова «Советский», «Баррикада».

Советский – город, где встретились войска Сталинградского и Юго- Западного фронтов 22 ноября 1942 года и замкнули кольцо. «Баррикада» - это завод в Сталинграде по производству  артиллерийских  орудий,где шли тяжёлые бои.

10. Найдите в истории Сталинградской битвы слова «Уран» и «Карьер».

«Уран»- название операции советских войск по окружению фашистов в Сталинграде. «Карьер»- название посёлка в Омске, где формировалась 308 дивизия под командованием полковника Гуртьева, которая сражалась в Сталинграде.

11. Расскажите о трудностях и особенностях уличных боёв в Сталинграде.

Нельзя в полной мере использовать танки из-за завалов, авиацию, потому что не понятно, где, чьи войска и артиллерию тоже по этой же причине. Проблемы со связью. Активно работают снайперы. Наиболее эффективная тактика – рукопашный бой.

12. Какие качества нужны были бойцам, чтобы победить в этой битве?

Мужество, храбрость, смелость, злость, хитрость, смекалка…

13. Каковы итоги Сталинградской битвы?

Разгромлена крупная группировка фашистских войск: 6 немецкая армия Паулюса (330 тыс. человек), а так же итальянские, румынские, венгерские дивизии. В Сталинградской битве погибло с обеих сторон 2 млн. человек.

Фашисты не смогли захватить нефтепромыслы и хлебные районы юга. Освобождены огромные территории нашей страны. У советских людей укрепилась вера в победу.

14. Раскройте сущность операции «Кольцо».

Это операция по расчленению и уничтожению 6 армии Паулюса. Она началась 10 января 1943 года силами Донского фронта и планировалась на неделю. Наши войска разделили «котёл» на две части. Фашисты яростно сопротивлялись, особенно хиви, и операции затянулась на 23 дня. 31 января сдалась южная группировка немцев вместе с Паулюсом, а 2 февраля – северная.

15. Назовите даты разгрома фашистов под Сталинградом.

Наступление Советских войск началось 19 ноября 1942 года мощной артподготовкой Советских войск.2 февраля 1943 года битва закончилась капитуляцией фельдмаршала Паулюса со штабом.

16. Как победа Советских войск под Сталинградом повлияла на дальнейший ход второй мировой войны?

Разгром фашистов в Сталинграде положил начало коренному перелому в ходе войны. Германия потеряла сотни тысяч солдат и много техники и союзников. Италия не смогла оправиться и вышла из войны. На Волге начался разгром Германии.

Звучит песня «Волгоградская берёзка», музыка М. Г. Пономаренко, слова М. Агашина.

Учитель:  Закончился  первый этап конкурса. Эксперты подводят итоги викторины, а команды начинают творческий этап. Представители каждой команды читают стихи, исполняют песни, рассказывают о  героях Сталинградской битвы и демонстрируют презентацию. Каждое выступление оценивается в 2 балла, а презентация  - от 1до 5 баллов.

Учитель: Команда «Бравые ребята» - поклонники творчества В. С. Высоцкого, который не воевал, но очень точно и проникновенно писал о войне и её участниках. Считается, что воины, погибшие за Родину, попадают в рай, а значит там сотни тысяч, павших в боях за Сталинград.

Ученик читает стихотворение «Райские яблоки» В.С. Высоцкого. ( «Я когда-то умру…»)

«Бравые ребята» рассказывают о 308 гуртьевской  дивизии, которая формировалась в посёлке Карьер в здании, где сейчас находится корпус №2 нашего училища и о «сталинградском Данко», рядовом батальона морской пехоты Михаиле Паникаха.

Исполняется под гитару песня В. Высоцкого «Братские могилы».

 Учитель: «Бравые ребята» - будущие автомеханики. Они представляют презентацию «Автомобили Сталинградской битвы».

Учитель: «Боевые подруги» - будущие мастера растениеводства и представят женщин в Сталинградской битве.

Ученица читает стихотворение: «Только что пришла с передовой…» Ю. Друниной.

Девушки рассказывают о санинструкторе Гуле Королёвой и лётчице Екатерине Будановой, участницах Сталинградской битвы.

Учитель:  Наших бойцов на фронтах Великой Отечественной войны согревала и оберегала любовь матерей и любимых.

«Боевые подруги» исполняют песню «Тучи в голубом», музыка М. Журбина, слова В. Аксёнова и П. Сенявского.

Учитель: По некоторым источникам число погибших советских воинов в Сталинградской битве – более миллиона. Приволжские степи – гигантская братская могила. Больше всего захоронений, более 34 тысяч, на Мамаевом кургане.

Звучит песня А. Розенбаума «Мамаев курган».

Девушки проведут для нас видео - экскурсию по мемориальному комплексу «Мамаев курган». Вы увидите  «красную стену» с фамилиями погибших и «мёртвую  руку» с вечным огнём, о чём поёт Розенбаум.. (В ходе видео – экскурсии, когда идёт рассказ о Зале Славы, в память о «тех, кто уже не придёт никогда», объявляется минута молчания под музыку Р. Шумана «Грёзы»).

Ученик читает стихотворение «Мамаев курган» Р. Рождественского.

Учитель: В борьбу вступили «Ястребы». Они расскажут о лётчике  Михаиле Баранове и о снайпере Якове Зайцеве.

Звучит мелодия знаменитой «Катюши» на баяне.

Учитель: «Ястребы» - электромонтёры и их презентация о том, как демонтировали в начале битвы, а потом восстанавливали после освобождения сталинградские электростанции. Они расскажут о подвиге инженеров, электромонтёров и электриков в годы войны.

Звучит песня «На Мамаевом кургане тишина», музыка А. Пахмутовой, слова В. Бокова.

Чтец: В свой срок — не поздно и не рано - придет зима, замрет земля.

И ты к Мамаеву кургану придешь второго февраля.

И там, у той заиндевелой, у той священной высоты,

Ты на краю метели белой положишь красные цветы.

И словно в первый раз заметишь, каким он был, их ратный путь!

Февраль — февраль, солдатский месяц - пурга в лицо, снега по грудь.

Сто лет пройдет и сто метелиц, а мы пред ними все в долгу.

Февраль — февраль. Солдатский месяц - горят гвоздики на снегу.

Цитата по: «История: Внеклассные мероприятия» / Автор-составитель Н. В. Кузьмина. Волгоград, 2005.

Звучит песня «Поклонимся великим тем годам», музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова.

Учитель: Закончились все конкурсы, эксперты подводят итоги, слово предоставляется нашему уважаемому гостю Почётному работнику народного просвещения СССР, педагогу с 40-летним стажем Гербинскому Ивану Григорьевичу. (Ветерану вручаются цветы и подарок).

Подведение итогов, награждение участников в номинациях:

 лучшие военные историки, лучший чтец, лучший исполнитель, лучшая презентация, команда – победитель.

 

Литература

 

  1. Высоцкий В. С. Баллады и песни. М. Экспо. 2010.
  2. Краткая история Великой Отечественной войны 1941-1945 годы. М. 1985 г.
  3. Русская советская поэзия. М. 1987г.
  4. Сталинград: уроки истории. М. 1980г.
  5. Юрасова М. К. Омск – очерки истории города. Омск. 1983 г.