Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
"Омский многопрофильный техникум"
Адрес: 1 учебный корпус: г. Омск тел/факс +7(3812) 42-03-50 эл.почта Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
2 учебный корпус: г. Омск тел. +7 (3812) 43- 80-97 эл.почта Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
преподаватель Аипова Елена Геннадьевна
Многочисленными исследованиями в психологии и педагогике доказано, что качество выполнения деятельности и её результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, от его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приёмов, их упорядочение для достижения целей.
Рассматривая мотивацию как характеристику процесса, обеспечивающего поведенческую активность на определенном уровне следует говорить о мотивировании, которое по мнению Е.П. Ильина предполагает внешнестимулируемую мотивацию, причем обстоятельства, условия, ситуация приобретают значение для мотивации только тогда, когда становятся значимыми для человека, для удовлетворения потребности. Мотивировать - значит создать потребность, побуждающую нас действовать с определенной целью. Согласно принятой в отечественной психологии и педагогике позиции, мотив учения не возникает стихийно, сам по себе, необходимо его формировать. Как утверждает А.К. Маркова учебно-познавательные мотивы формируются в процессе самой учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность осуществляется.
К основным факторам, влияющим на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, по мнению Л.А. Шипилиной, относятся: содержание учебного материала; организация учебной деятельности; оценка учебной деятельности; стиль педагогической деятельности; коллективные формы учебной деятельности.
В психолого-педагогических науках определен ряд способов мотивации студентов, в число которых можно отнести следующие:
• чёткая постановка цели развития студента и её принятие;
• представление об объеме, способах, времени выполнения работы, что даёт возможность сформировать собственную установку на темы, ритм, опираясь на свои возможности;
• доверие, вера в успех деятельности студента, его самостоятельность;
• создание ситуации успеха;
• перспективы личностного роста, личный интерес;
• осознание значимости деятельности для себя, социального окружения,
• создание обстановки, вызывающей положительные эмоции;
• включение всех студентов в активную деятельность, сочетание индивидуальной и групповой работы, взаимопомощь;
• гуманная система отношений «преподаватель-студент», «студент-студент» и т.д.
Широкие возможности для формирования положительной мотивации представляет включение в учебный процесс групповых форм работы. Совместная учебная деятельность способствует наиболее эффективному развитию человека. Об этом говорил Л.С. Выготский.
К особенностям организации групповой работы относят следующее:
• группа на данном занятии делится на подгруппы для решения конкретных задач;
• каждая подгруппа получает определённое задание (обычно дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера подгруппы;
• задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена подгруппы;
• руководители подгрупп и их состав подбираются по принципу объединения студентов разного уровня обученности; информированности по данному предмету, психологической совместимости студентов.
Технологический процесс групповой работы.
Возвращаясь к вопросу изучения мотивации следует отметить, что для изучения мотивации преподаватель может использовать различные методы изучения познавательных интересов. Наиболее реальными для преподавателя методами изучения мотивации являются:
Наблюдение за поведением обучающихся во время занятий и вне их, за учебной, общественно-полезной, организационной и др. видами деятельности, характером общения студентов. Наблюдая за обучающимися группы можно отметить, что уровень мотивации учения невысокий. Студенты пропускают занятия, нерегулярно готовят домашние задания.
В ходе беседы уже на классном часе в начале сентября обучающие 1 курса профессионального училища № 40 высказали свои интересы: музыка, танцы, спорт и только 1 девушка сказала, что интересуется иностранным языком и любит его изучать. Большинство обучающихся в беседе высказали мнение, что иностранный язык не пригодится им в профессии.
Анкетирование как метод изучения мотивации помогает быстро собрать материал. 5 сентября 2012 года я провела анкетирование, основанное на опроснике Ч.Д. Спилбергера, которое помогло выявить уровень мотивации группы обучающихся профессионального училища.
Данные констатирующего этапа исследования показали, что I самого высокого уровня мотивации не достиг ни один из обучающихся.
17% обучающихся группы находятся на II уровне мотивации, т.е. имеют продуктивную мотивацию с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему. 25% обучающихся имеют III уровень мотивации т.е. средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией. 58% обучающихся находятся на IV уровне, т.е имеют сниженную мотивацию, отрицательное эмоциональное отношение к учению.
Во время исследования были проведены занятия, с использованием групповых форм организации учебной деятельности и контрольное анкетирование показало следующие результаты:
Хотя I –го уровня мотивации не достиг никто из обучающихся, но на II уровне оказались уже 22%, на III уровне мотивации уже 45% и на IV уровне 33% обучающихся.
Во время исследования в практической деятельности использовала на занятиях групповые формы работы, такие как, например, «Групповая головоломка». Разные группы обучающихся выполняют отдельные части общего задания. Благодаря этому обучающиеся с заданиями справляются быстрее, чем при фронтальной работе. Учатся работать в команде. Успех группы зависит от успеха каждого в группе. Затем один из подгруппы выступает на аудиторию с изученным материалом, после чего подводим итог. Если обучающийся затрудняется, члены подгруппы могут дополнить его выступление. Групповая форма учебной работы создаёт благоприятные условия для применения частично поисковых или исследовательских методов обучения.
Использую на занятиях схему групповой работы «Водоворот». Обучающиеся делятся на группы, каждая группа получает своё задание и жетоны А1, А2, А3, В1, В2, В3, С1, С2, С3. Затем за отдельными столами собираются все студенты с жетонами А1,В1, С1; А2, В2, С2 ; А3, В3, С3 и обмениваются информацией. В итоге получается, что каждый обучающийся излагает свой материал и получает еще 2 части нового для него материала.
Также использую схему «Сеть». Группа делится на подгруппы, каждая подгруппа получает клубок нитей, который передаётся от одного члена группы к другому. Обучающийся, говорящий на выбранную тему, держит клубок в руках, затем передаёт его следующему говорящему, не выпуская из рук нитку. Таким образом, образуется «паутинка», она указывает лидера группы, т.е. демонстрирует того обучающегося, кто говорил больше всего.
Отрабатывая вопросы-ответы по изученной теме, использую схему «Круги». Обучающиеся делятся на 2 одинаковые группы и образуют 2 круга (внутренний и внешний), причём, находящиеся во внутреннем круге повернуты лицом наружу, а находящиеся во внешнем круге повёрнуты лицом внутрь. Таким образом, каждый имеет напарника по общению. Внешний круг может вращаться, меняя пары собеседников.
На занятиях при обучении чтению часто использую схему «Вспышка». В каждой подгруппе каждый обучающийся записывает и высказывает своё мнение по теме. Пока идут высказывания, дискуссии или обсуждения мнений не должно быть. В конце принимается совместное решение, как поступить с имеющими высказываниями. Например, группа может принять решение отобрать наиболее важные, интересные высказывания и совместно их обсудить.
Между тем существует ряд проблем при организации работы в группах:
Вывод: Несмотря на отдельные трудности, групповые формы организации учебной деятельности обучающихся:
1. Создают эмоциональную атмосферу, способствующую повышению мотивации, т.к., работая в подгруппе, обучающиеся ведут себя более свободно, чем в режиме работы «преподаватель-группа».
2. Дают возможность высказаться большему числу обучающихся:.
3. Повышают чувство ответственности не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда.
4. Позволяют развивать самостоятельность.
5. Формируют самооценку у обучающихся своих возможностей и способностей.
Наиболее применима и целесообразна групповая форма работы при проведении практических работ; при отработке навыков разговорной речи; при изучении текстов художественной и научно-публицистической литературы.
Литература
1. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Москва, 1972. – с. 19-22
2. Григальчик, Е.К. Обучаем иначе. Стратегия интерактивного обучения / Е.К. Григальчик, Д.И. Губаревич. - Минск, 2003. - с. 13-14
3. Дубовицкая, Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации// Вопросы психологии, 2005, №1, с. 54-55
4. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб: «Питер», 2000, 512с.
5. Маркова, А.К., Орлов, А.Б., Фридман, Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983, 64 с.750
6. Пассов, Е.И., Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия / Е.И. Пассов, В.П. Кузовлев, В.С. Коростелев. - М.: Просвещение, 2001, с. 5-7.
7. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей- М., 2007.
8. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностр. языки в школе. 2000 № 1, с. 32.
9. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогов вузов и институтов повышения квалификации / Г.К. Селевко. - М., 2008, 137-142.
10. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность. М., 1986, т. 1. 408 с.