Версия сайта для слабовидящих

Поступай правильно - поступай к нам!

 

 

Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Решаем вместе

 

 

 

 

 

 

www.gosuslugi.ru

 

 

  

 

 

Сбербанк Android

 



Проект "Мотивация учебной деятельности обучающихся на занятиях по математике

 

 

 

Разработала Яцемирская Любовь Викторовна

 

Мотивация – волшебное слово для работы с обучающимися. Основу мотивации составляет потребность, т.е. физиологическое или психологическое ощущение нужды, дискомфорта, недостатка в чём-либо.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения цели.

Управлять развитием обучающихся в процессе обучения – это значит приводить их к постановке и достижению личных целей («Я – целей»), связанных с овладением содержания.

Для реализации потребностно–мотивационного подхода в обучении предлагается следующая  технологическая цепочка.

Исследовательский этап – предусматривает изучение потребностно-мотивационной сферы обучающихся.

Проектировочный этап – отбор и конструирование учебного материала и моделирование процесса обучения, направлен на коррекцию деформированных потребностей и выращивание новых в соответствии с компонентами содержания образования и возможностями учебного предмета.

Исполнительский этап – реализует поставленные цели через отобранное содержание и соответствующие ему формы и методы обучения.

Для того, чтобы выращивать потребности обучающихся с помощью своего предмета, необходимо выяснить отправную точку обучения, а именно, в каком состоянии находятся эти самые познавательные потребности по отношению к предмету обучения. А так как внешним выражением потребности является мотив деятельности, формируемый на её основе и непосредственно связанный с целями деятельности, то выяснение характера мотивации учения обучающихся входит в содержание исследовательского этапа.

Обучающимся предлагаю такую анкету.

Что является ведущим мотивом твоей учебной деятельности по математике?

  1. Желание получить хорошую отметку.
  2. Опасение получить плохую отметку.
  3. Необходимость сдачи выпускных, вступительных экзаменов.
  4. Подержание своего статуса среди обучающихся группы.
  5. Интерес к преподавателю и преподавателя к тебе.
  6. Опасение потерять доброжелательное отношение преподавателя, мастера, администрации к себе.
  7. Боязнь не получать стипендию.
  8. Интерес к предмету.
  9. Стремление повысить свой общекультурный уровень и расширить кругозор.
  10. Желание порадовать родителей.
  11. Нежелание (боязнь) их огорчить.
  12. Что ещё?

 

Здесь перечислены как внешние социальные мотивы, направленные на другого, так и внутренние познавательные, направленные на предмет изучения и  собственное самосовершенствование.

При изучении мотивации учебной деятельности обучающихся СПО выяснилось, что ведущим мотивом у 38 % опрошенных является страх. Опасение получить плохую отметку, не сдать вовремя зачёт, не получать стипендию, оказаться несостоятельным в глазах более успешных товарищей, страх перед родителями, преподавателем, администрацией и т.д.

Собственно познавательный мотив, как и мотивы, связанные с самореализацией личности, занимают в ответах наших обучающихся от 4 до 12 %.

Потому каждый педагог – профессионал должен знать, каков мотивационный климат у него на занятии, какая тема «грозит» неприятностями в этом отношении, где можно «утерять» обучающихся и как вернуть их доверие к себе, а значит, и к той науке, представителем которой ты являешься.

Выявив на исследовательском этапе исходный уровень развития познавательных и коммуникативных потребностей и характер мотивации обучающихся, при дальнейшей подготовке к занятиям и во время их проведения нужно постоянно держать  в поле зрения именно этот аспект деятельности, рефлексировать и вовремя корректировать её, устраняя появляющиеся затруднения.

Переходя  к проектировочному этапу, нужно очень чётко и однозначно определить цели, которые преследуются преподавателем на каждом этапе занятия. Нужно спросить себя, а обучающиеся знают, для чего это нужно? Для них эта цель значима? Нужно находить ведущий мотив их деятельности на каждые 10 – 15 минут занятия. Цель – «что для этого надо сделать» - вот путь, по которому ведёт педагог своего обучающегося, превращая его в субъекта деятельности по овладению базовым содержанием образования.

На своих занятиях я использую следующие способы и приёмы, которые помогают реализации поставленных целей во время уже исполнительского этапа.

  1. Занимательное изложение нового материала. С привлечением исторического материала, интересных фактов. В кабинете собран большой арсенал наглядного материала. Кроме того активно использую информационные технологии. По многим темам (а по геометрии – по всем) вместе с обучающимися (на творческом объединении «Интеллектуал», которым я руковожу) разработали презентации (интересные по содержанию и оформлению) для изучения нового материала.
  2. Создание проблемной ситуации на занятиях. Проблемную ситуацию можно использовать на каждом этапе занятия. Так, например, на этапе формирования знаний, кроме подбора интересного, занимательного, посильного для обучающихся материала, стараюсь организовать   деятельность так, чтобы подвести их самих к новому понятию, утверждению, способу действия, самостоятельному выводу. Для этого подбираю серию вопросов проблемного характера. При ответе на поставленные вопросы обучающиеся используют известные знания, сформированные ранее умения, а также свой жизненный опыт. Здесь же использую все средства наглядности и компьютер. Так, например, изучаю тему: «Площадь боковой поверхности призмы», обучающимся предлагаю решить задание: рассчитать расход краски, идущей на окраску панели помещения, если на окраску 1 м2 требуется 0, 2 кг. (окна и двери занимают  12%  площади поверхности). Данное задание сопровождается рисунком с изображением комнаты. Обучающиеся самостоятельно анализируют и решают задачу, используя знания, полученные в основной школе. Далее я предлагаю проверить следующие формулы для определения площади обрабатываемой поверхности: 1) S=a∙h;   2)S=(a+b)∙h;  3)S=P∙h, где  Р – периметр основания. Затем прошу объяснить,  почему справедлива третья формула. А дальше ставлю проблему: как  же вычислить площадь боковой поверхности любой призмы? Для этого использую модели различных призм. Вместе с обучающимися устанавливаем, что Sбок =P∙h. А затем рассуждаем, как находить площадь полной поверхности любой призмы.

 

Такой подход позволяет более осознанно овладеть математической теорией, учит обучающихся самостоятельному выполнению учебных заданий, приёмам поиска, исследования и доказательства, основным мыслительным операциям.

3. Постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту обучающегося, разъяснение значимости знаний и учения в настоящем и будущем.

Чем сложнее, чем скучнее учебный материал, тем больше времени и усилий следует затрагивать, мотивируя деятельность обучающихся по их восприятию и усвоению.

На своих занятиях я много внимания уделяю практической значимости предмета, связи изучаемого материала по математике с жизнью, избранной профессией, с другими науками.

Так на разных этапах занятия предлагаю обучающимся практические задачи и по алгебре, и по геометрии. Особенно, большой подбор практических задач по геометрии показывают жизненную необходимость знаний, которые приобретаются в процессе обучения.

Так, например, изучив: «Площади поверхностей и объёмы многогранников и круглых тел», я предлагаю не просто вычислить площадь или объём данного геометрического тела, а вычислить и сравнить коэффициенты комфортабельности восточного чума и яранги эскимосов Аляски; монгольской и казахской юрты и т.д.

Автомеханики определяют ёмкость масляных баков, силу давления поршня на стенку цилиндра двигателя внутреннего сгорания и т.д.

Сварщики определяют высоту коробки, которую нужно сварить из квадратного листа жести со стороной а, чтобы объём этой коробки был наибольшим, при этом нужно использовать тему «Применение производной к исследованию функций».

Задачи все подобраны с учётом дифференцированного подхода, распределены по темам и ориентированы на избранную профессию  (см. приложение 1).

4. Необычная форма обучения.

Интерес к изучению математики можно поддерживать необычными приёмами обучения, разнообразием форм работы, изменение структуры элементов занятия. Так в своей практике я провожу занятия под такими девизами: «Занятие – эстафета», «Класс – лаборатория», «Мы в библиотеке», «Геометрия и дизайн», «Работа вычислительного центра», «Занятие – путешествие». Кроме того в ходе занятий провожу различные деловые (дидактические) игры: «Экстренная инвентаризация», «Геометрический аукцион», «Соревнование – эстафета», «Цепочка», «Математическое лото» и др.

5. Гуманизация математического образования.

Гуманизация предполагает связь математического образования с окружающей жизнью обучающегося, с его повседневным опытом, т. е. весь учебно – воспитательный процесс направлен на личность обучающегося с учётом его  интересов, склонностей, способностей и возможностей. Продумывая содержание учебного материала и ход занятия, я стараюсь заботиться о комфортном психологическом состоянии обучающихся. Задания подбираю так, чтобы обучающиеся не испытывали беспомощность, ущемлённость и разочарование от непонимания и неумения выполнить требования преподавателя.

6. Гуманитаризация математического образования.

Мне очень нравится использовать идеи гуманитаризации на своих занятиях, такой подход формирует у обучающихся положительные мотивы к деятельности. Акцент при этом ставится на общее развитие логического мышления, математической речи, пространственного воображения, интуиции и т.д.

В данном случае интерес вызывают задания, которые содержат нематематическую информацию, а также разнообразные формы подачи условия (таблицы, схемы, программы, лабиринты, удивительные квадраты и т.д.).

Обучающимся сообщаю интересную информацию из рубрик: «Это интересно знать», «Наш словарь», «Почему мы так говорим?», «Угадай-ка», «Хочу всё знать» и др.. Эта информация содержит сведения о каком-либо человеке, дате и т.д.

Затем предлагаю решить показательные, иррациональные, логарифмические уравнения. Причём подбираю задания с учётом дифференцированного подхода. Ответ на поставленный вопрос зашифрован уравнениями. Решив их и заменив найденные корни соответствующими буквами (это прилагается к заданиям), обучающиеся получают ответ на поставленный вопрос. Подобные задания разработаны и по геометрии, в частности по теме «Перпендикуляр и наклонные к плоскости». Обучающиеся обычно с большим интересом занимаются подобными заданиями (см. приложение 2).

7. Внеклассная  деятельность.

В нашем училище ежегодно проводятся предметные декады. В ходе декады математики мы проводим олимпиады, конкурсы, викторины, различные игры: «Следствие ведут математики», «Математический калейдоскоп», «Математика без границ», «Слабое звено», «Математический ералаш», «Все профессии важны, с математикой дружны» и др., а также различные межпредметные турниры.

Обучающиеся, обычно, с большим интересом готовятся и принимают участие в таких мероприятиях, а мы – педагоги, способствуем развитию творческих способностей обучающихся, расширению кругозора, развитию мышления и т.д.

8. Культура общения, открытость, чувство юмора и искренность эмоциональных проявлений к своим обучающимся.

Я стараюсь понимать своих воспитанников, поддерживать доброжелательную атмосферу, уважать и слабого обучающегося в математике, и более сильного. И ещё считаю, что чувство юмора, действительно, выручает всех и в любых ситуациях.

Никогда не забываю, что интерес к педагогу может перерасти в интерес к учебному предмету.

9. Педагогическая рефлексия, анализ результатов определённого этапа процесса обучения педагогами и обучающимися, выявление нерешённых задач для учёта их в новом цикле учебного процесса.

При проведении тематического, административного контроля знаний обучающихся, итоговой аттестации, анализирую результаты деятельности обучающихся; выявляю наиболее слабые места в их знаниях с тем, чтобы в последующей практике, найти новый подход, использовать другие формы и методы для успешного усвоения обучающимися данного раздела математики (см. приложение 3).

Итак, чтобы деятельность обучающихся была полноценной и приводила к действительному усвоению содержания образования, у них должна быть сформирована внутренняя цель деятельности («Я – цель»).

Её возникновению предшествует появление потребности и одновременно мотива деятельности.

Мотивация деятельности обучающегося на всех этапах занятия: при изучении нового материала, повторении, систематизации и закреплении знаний, умений и навыков – первая и основная задача педагога, без решения которой нельзя решать никакие другие педагогические задачи.