Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
"Омский многопрофильный техникум"
Адрес: 1 учебный корпус: г. Омск тел/факс +7(3812) 42-03-50 эл.почта Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
2 учебный корпус: г. Омск тел. +7 (3812) 43- 80-97 эл.почта Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
Разработала Яцемирская Любовь Викторовна
Мотивация – волшебное слово для работы с обучающимися. Основу мотивации составляет потребность, т.е. физиологическое или психологическое ощущение нужды, дискомфорта, недостатка в чём-либо.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения цели.
Управлять развитием обучающихся в процессе обучения – это значит приводить их к постановке и достижению личных целей («Я – целей»), связанных с овладением содержания.
Для реализации потребностно–мотивационного подхода в обучении предлагается следующая технологическая цепочка.
Исследовательский этап – предусматривает изучение потребностно-мотивационной сферы обучающихся.
Проектировочный этап – отбор и конструирование учебного материала и моделирование процесса обучения, направлен на коррекцию деформированных потребностей и выращивание новых в соответствии с компонентами содержания образования и возможностями учебного предмета.
Исполнительский этап – реализует поставленные цели через отобранное содержание и соответствующие ему формы и методы обучения.
Для того, чтобы выращивать потребности обучающихся с помощью своего предмета, необходимо выяснить отправную точку обучения, а именно, в каком состоянии находятся эти самые познавательные потребности по отношению к предмету обучения. А так как внешним выражением потребности является мотив деятельности, формируемый на её основе и непосредственно связанный с целями деятельности, то выяснение характера мотивации учения обучающихся входит в содержание исследовательского этапа.
Обучающимся предлагаю такую анкету.
Что является ведущим мотивом твоей учебной деятельности по математике?
Здесь перечислены как внешние социальные мотивы, направленные на другого, так и внутренние познавательные, направленные на предмет изучения и собственное самосовершенствование.
При изучении мотивации учебной деятельности обучающихся СПО выяснилось, что ведущим мотивом у 38 % опрошенных является страх. Опасение получить плохую отметку, не сдать вовремя зачёт, не получать стипендию, оказаться несостоятельным в глазах более успешных товарищей, страх перед родителями, преподавателем, администрацией и т.д.
Собственно познавательный мотив, как и мотивы, связанные с самореализацией личности, занимают в ответах наших обучающихся от 4 до 12 %.
Потому каждый педагог – профессионал должен знать, каков мотивационный климат у него на занятии, какая тема «грозит» неприятностями в этом отношении, где можно «утерять» обучающихся и как вернуть их доверие к себе, а значит, и к той науке, представителем которой ты являешься.
Выявив на исследовательском этапе исходный уровень развития познавательных и коммуникативных потребностей и характер мотивации обучающихся, при дальнейшей подготовке к занятиям и во время их проведения нужно постоянно держать в поле зрения именно этот аспект деятельности, рефлексировать и вовремя корректировать её, устраняя появляющиеся затруднения.
Переходя к проектировочному этапу, нужно очень чётко и однозначно определить цели, которые преследуются преподавателем на каждом этапе занятия. Нужно спросить себя, а обучающиеся знают, для чего это нужно? Для них эта цель значима? Нужно находить ведущий мотив их деятельности на каждые 10 – 15 минут занятия. Цель – «что для этого надо сделать» - вот путь, по которому ведёт педагог своего обучающегося, превращая его в субъекта деятельности по овладению базовым содержанием образования.
На своих занятиях я использую следующие способы и приёмы, которые помогают реализации поставленных целей во время уже исполнительского этапа.
Такой подход позволяет более осознанно овладеть математической теорией, учит обучающихся самостоятельному выполнению учебных заданий, приёмам поиска, исследования и доказательства, основным мыслительным операциям.
3. Постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту обучающегося, разъяснение значимости знаний и учения в настоящем и будущем.
Чем сложнее, чем скучнее учебный материал, тем больше времени и усилий следует затрагивать, мотивируя деятельность обучающихся по их восприятию и усвоению.
На своих занятиях я много внимания уделяю практической значимости предмета, связи изучаемого материала по математике с жизнью, избранной профессией, с другими науками.
Так на разных этапах занятия предлагаю обучающимся практические задачи и по алгебре, и по геометрии. Особенно, большой подбор практических задач по геометрии показывают жизненную необходимость знаний, которые приобретаются в процессе обучения.
Так, например, изучив: «Площади поверхностей и объёмы многогранников и круглых тел», я предлагаю не просто вычислить площадь или объём данного геометрического тела, а вычислить и сравнить коэффициенты комфортабельности восточного чума и яранги эскимосов Аляски; монгольской и казахской юрты и т.д.
Автомеханики определяют ёмкость масляных баков, силу давления поршня на стенку цилиндра двигателя внутреннего сгорания и т.д.
Сварщики определяют высоту коробки, которую нужно сварить из квадратного листа жести со стороной а, чтобы объём этой коробки был наибольшим, при этом нужно использовать тему «Применение производной к исследованию функций».
Задачи все подобраны с учётом дифференцированного подхода, распределены по темам и ориентированы на избранную профессию (см. приложение 1).
4. Необычная форма обучения.
Интерес к изучению математики можно поддерживать необычными приёмами обучения, разнообразием форм работы, изменение структуры элементов занятия. Так в своей практике я провожу занятия под такими девизами: «Занятие – эстафета», «Класс – лаборатория», «Мы в библиотеке», «Геометрия и дизайн», «Работа вычислительного центра», «Занятие – путешествие». Кроме того в ходе занятий провожу различные деловые (дидактические) игры: «Экстренная инвентаризация», «Геометрический аукцион», «Соревнование – эстафета», «Цепочка», «Математическое лото» и др.
5. Гуманизация математического образования.
Гуманизация предполагает связь математического образования с окружающей жизнью обучающегося, с его повседневным опытом, т. е. весь учебно – воспитательный процесс направлен на личность обучающегося с учётом его интересов, склонностей, способностей и возможностей. Продумывая содержание учебного материала и ход занятия, я стараюсь заботиться о комфортном психологическом состоянии обучающихся. Задания подбираю так, чтобы обучающиеся не испытывали беспомощность, ущемлённость и разочарование от непонимания и неумения выполнить требования преподавателя.
6. Гуманитаризация математического образования.
Мне очень нравится использовать идеи гуманитаризации на своих занятиях, такой подход формирует у обучающихся положительные мотивы к деятельности. Акцент при этом ставится на общее развитие логического мышления, математической речи, пространственного воображения, интуиции и т.д.
В данном случае интерес вызывают задания, которые содержат нематематическую информацию, а также разнообразные формы подачи условия (таблицы, схемы, программы, лабиринты, удивительные квадраты и т.д.).
Обучающимся сообщаю интересную информацию из рубрик: «Это интересно знать», «Наш словарь», «Почему мы так говорим?», «Угадай-ка», «Хочу всё знать» и др.. Эта информация содержит сведения о каком-либо человеке, дате и т.д.
Затем предлагаю решить показательные, иррациональные, логарифмические уравнения. Причём подбираю задания с учётом дифференцированного подхода. Ответ на поставленный вопрос зашифрован уравнениями. Решив их и заменив найденные корни соответствующими буквами (это прилагается к заданиям), обучающиеся получают ответ на поставленный вопрос. Подобные задания разработаны и по геометрии, в частности по теме «Перпендикуляр и наклонные к плоскости». Обучающиеся обычно с большим интересом занимаются подобными заданиями (см. приложение 2).
7. Внеклассная деятельность.
В нашем училище ежегодно проводятся предметные декады. В ходе декады математики мы проводим олимпиады, конкурсы, викторины, различные игры: «Следствие ведут математики», «Математический калейдоскоп», «Математика без границ», «Слабое звено», «Математический ералаш», «Все профессии важны, с математикой дружны» и др., а также различные межпредметные турниры.
Обучающиеся, обычно, с большим интересом готовятся и принимают участие в таких мероприятиях, а мы – педагоги, способствуем развитию творческих способностей обучающихся, расширению кругозора, развитию мышления и т.д.
8. Культура общения, открытость, чувство юмора и искренность эмоциональных проявлений к своим обучающимся.
Я стараюсь понимать своих воспитанников, поддерживать доброжелательную атмосферу, уважать и слабого обучающегося в математике, и более сильного. И ещё считаю, что чувство юмора, действительно, выручает всех и в любых ситуациях.
Никогда не забываю, что интерес к педагогу может перерасти в интерес к учебному предмету.
9. Педагогическая рефлексия, анализ результатов определённого этапа процесса обучения педагогами и обучающимися, выявление нерешённых задач для учёта их в новом цикле учебного процесса.
При проведении тематического, административного контроля знаний обучающихся, итоговой аттестации, анализирую результаты деятельности обучающихся; выявляю наиболее слабые места в их знаниях с тем, чтобы в последующей практике, найти новый подход, использовать другие формы и методы для успешного усвоения обучающимися данного раздела математики (см. приложение 3).
Итак, чтобы деятельность обучающихся была полноценной и приводила к действительному усвоению содержания образования, у них должна быть сформирована внутренняя цель деятельности («Я – цель»).
Её возникновению предшествует появление потребности и одновременно мотива деятельности.
Мотивация деятельности обучающегося на всех этапах занятия: при изучении нового материала, повторении, систематизации и закреплении знаний, умений и навыков – первая и основная задача педагога, без решения которой нельзя решать никакие другие педагогические задачи.