Версия сайта для слабовидящих

Поступай правильно - поступай к нам!

 

 

Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Решаем вместе

 

 

 

 

 

 

www.gosuslugi.ru

 

 

  

 

 

Сбербанк Android

 



Проект "Это нашей истории строки"

История Омского многопрофильного техникума в истории страны

 

Кузнецова Светлана,

 Найденко Татьяна,

БПОУ ОО ОМТ,

  Кайгородцева Е. Г .,

 Федоренко  Т. А., преподаватели

 

Наш техникум одно из самых молодых образовательных учреждений  в системе среднего профессионального образования  Омской области. В ноябре 2015 года нам исполнился 1 год. Но это не значит, что наш техникум создавался «с нуля» и у него нет истории. (Приложения 1, 2)

 Ежегодно у нас среди первокурсников  проводится анкетирование, которое  показывает, что им  интересна как история, так и судьбы, и достижения выпускников и педагогов нашего техникума. Чтобы решить эту задачу, появилась идея проекта «Это нашей истории строки».

Цель нашего проекта – собрать, исследовать и обобщить материалы и документы, чтобы написать историю Омского многопрофильного  техникума и представить  эти материалы  в экспозиции музея  техникума.

Открытию  музея предшествовала  кропотливая многомесячная работа группы «Поиск», в которой участвовали и педагоги и студенты. Мы гордимся, что участвовали в этой интересной и нужной работе и представляем  своеобразный отчёт своей  внеурочной деятельности за два года.

Задачи проекта:

1. Изучить имеющиеся архивные материалы и документы.

2. Опросить ветеранов и  выпускников образовательного учреждения, изучить их личные документы

3. Провести  анализ архивных материалов, документов и воспоминаний, обобщить и сделать соответствующие выводы.

 4.  Проследить динамику развития образовательных учреждений, которые  впоследствии стали Омским многопрофильным техникумом и показать, как история   конкретного образовательного учреждения связана и преломляется в истории нашей страны. 5. Собрать предметы и вещи, характеризующие соответствующую эпоху для  размещения в  музее, чтобы получить «эффект погружения в эпоху».

При реализации проекта использованы литературные источники, периодическая печать, делопроизводственные материалы, статистические материалы, документы личного происхождения, воспоминания, аудио и  фотоматериалы.

Литературы по истории омской системы начального и среднего профессионального образования очень мало. Наиболее полно эта тема освящена в работах  А. Ф.Рыжих  «Мы просто фронту честно помогали…» и «Во имя державы родной» и юбилейном сборнике к 75 – летию системы ПТО «По заслугам воздаётся честь». Небольшие упоминания о развитии нашей системы образования можно найти в разных изданиях по истории Омска и Омской области.  Эту литературу мы использовали для характеристики эпохи и написания  исторических справок.

Нас больше интересовали личные впечатления участников тех далёких событий о времени, о людях, которые их окружали. Поэтому, кроме специального историко-ретроспективного метода исследования мы использовали нетрадиционный, социально – психологический метод (анкетирование студентов, встречи и беседы с ветеранами, выпускниками и работниками техникума, интервьюирование).

 Такая методика  позволила  нам выяснить, что история Омского многопрофильного техникума как участника исторического процесса, который является как объектом, так и субъектом исследования – это более чем семидесятилетняя  история пяти профессиональных образовательных учреждений Омска, которые оставили достойный след в истории региона и их история тесно связана с историей нашей стран. (Приложение 3)

История нашего техникума восходит к сороковым годам прошлого века. Когда Великая Отечественная война была в самом разгаре, на болотистой  восточной окраине Омска начал выпускать свою продукцию для фронта Шинный завод. 24 февраля 1942 года  Омский шинный завод выпустил первую шину для знаменитых «Полуторок». Но это было бы не возможно без технической ткани, корда, который выпускали рядом, на Кордной фабрике. Рабочих  кадров для производства катастрофически не хватало. Поэтому было решено открыть для подготовки рабочих-текстильщиков школу ФЗО.

В 1942 году в классах школы № 39 была образована  школа фабрично – заводского образования № 9 (директор  Виктор Филиппович Матин). В школе  за 4 или 6 месяцев готовили прядильщиц, ткачих и съемщиц. В марте 1943 года состоялся первый выпуск школы ФЗО № 9 – 25 человек.[1]

         Из воспоминаний  Дубовой  Елизаветы Александровны, выпускницы этой школы, Ветерана труда, прошедшей путь от простой работницы до мастера цеха: « А в цехе было холодно и грязно. Окна были забиты фанерой, тряпками. Дневного света почти не было, электричества на освещение  не хватало. От этого и от неопытности работниц было много брака, которым было завалено часть цеха. Работали по 12 часов в сутки, без выходных и отпусков. После смены мы несколько часов убирали отходы из цеха и разбирали брак.

На работу ходили пешком из города, на это уходило больше часа. Летом ходили и работали  босыми, а зимой утепляли себя, чем могли. В цехах не было воды, её носили вёдрами из бочек, которые подвозили к проходной на лошадях».  Так ковалась победа.

После войны  школа ФЗО была переведена на территорию фабрики, в 1957 году она  была переименована в ремесленное училище № 9, а в 1964 году - в ПТУ № 9.  

В 1969 году XXIII  съезд КПСС  принял решение о слиянии мелких предприятий  и создание производственных объединений.[2] В конце 60-х годов в осуществление этого решения  Кордная фабрика стала объединением «Восток», которое в 1973 году построило для своего училища новое, по тем временам, современное здание,  напротив проходных  Шинного завода. В восьмидесятые годы ГСПТУ № 9 было известно в Омске, как  успешное   учреждение ПТО.

В тяжёлый  период перехода от командно - административной экономики к рыночной,  руководство объединения «Восток» не смогло перестроиться, и предприятие перестало существовать.  Не стало этого объединения, не нужны стали и выпускницы ПУ № 9 на омском рынке труда, за исключением портных и закройщиц. Училище перестало существовать,  в 2008 году ПУ № 9  присоединили к соседнему ПУ № 52 шинников.  

История профессионального учебного заведения, которое готовило рабочих для Омского шинного завода, началась в далёком 1942 году, когда школа ФЗО № 12 была перепрофилирована в школу ФЗО резиновой промышленности с количеством 300 человек. Эта школа находилась на территории завода.[3]

В июле 1959 года Омский областной Совет депутатов трудящихся принял решение о строительстве в городе и области 38 профессиональных училищ разного профиля. Во исполнение этого решения у Шинного завода было построено здание нового профессионального училища, которое в торжественной обстановке было открыто 30 декабря 1965 года. Эта дата считается официальной датой рождения ПТУ № 52. (Приложение 4)

Ленточку перерезали директор ОШЗ П. В. Будеркин, Герой Социалистического труда, депутат Верховного Совета, директор Шинного завода и Шипитько Михаил Дмитриевич,  ветеран Великой Отечественной войны, который стал первым директором ПТУ-52,  «настоящий руководитель, требовательный, ответственный, но понимающий и помогающий коллегам» - так вспоминают о нём педагоги. Он возглавлял училище 15 лет. При нём было построено общежитие, тёплый переход и мастерские на территории завода, которые были оснащены по последнему слову тогдашней техники. (Приложение 5)

В 1967 году училище выпустило первых 130 рабочих, которые честно трудились на родном заводе и прославляли и училище и завод. Сборщик покрышек, выпускник училища 1967 года Леонид  Бержеминский стал лучшим сборщиком покрышек страны, мастером - «золотые руки», кавалером ордена Ленина, а впоследствии, - мастером в родном училище.[4] (Приложение 6)

 В 90-е годы прошлого века для «Омского шинного завода» наступили сложные времена и для ПУ № 52  тоже. Завод переходил на новые технологии, сокращал производство,  ему уже не нужны были рабочие в большом количестве и  профессиональная квалификация которых не соответствует требованию времени. Училище не смогло перестроиться, хотя,  чтобы выжить пришлось, сменить профиль: стали готовить работников для сферы услуг: делопроизводителей, операторов ЭВМ, но и это не спасло коллектив от оптимизации. В сентябре 2014 года Министерство образования Омской области решает   присоединить его  к ПУ № 40.

А  ранее, в 2010 году, к сороковому училищу присоединили   ПУ № 24.

История ПУ №24 началась в трудные  и голодные послевоенные годы. Сельское хозяйство страны  в годы Великой Отечественной войны потеряло до 80% работников-мужчин,  рождаемость резко упала, смертность возросла. Сибирь не была исключением.

Город Омск за годы войны превратился в крупный промышленный центр, население значительно выросло. Ведь сюда с Запада страны привезли  предприятия, различные организации, учебные заведения вместе с работниками  и их семьями.

Подорванное войной сельское хозяйство не в состоянии было обеспечивать продовольствием быстрорастущий областной центр.  Местные власти решили в разных районах области создавать училища, которые будут готовить рабочих разных профилей для сельского хозяйства.

Так на окраине Ленинского района, в живописном месте, в посёлке Карьер, недалеко от Солёного озера, в 1947 году было открыто специализированное сельскохозяйственное училище № 5 (директор Константин  Исаакович  Рубин). Здесь был лучший в области духовой оркестр. Чтобы решать проблему набора, Управление профессионально-технического образования Омской области издаёт приказ об обязательном приёме в училище выпускников детских домов и интернатов, количество которых за годы войны увеличилось во много раз.[5] (Приложение 7)

За свою историю училище в Карьере несколько раз меняло название ( в 1953г. оно стало № 5,  а потом № 24), были утрачены старые  деревянные корпуса, сократилась территория училища, но неизменным оставался профиль учебного заведения: оно продолжало готовить овощеводов, растениеводов, водителей и электромонтёров для сельского хозяйства Прииртышья и для «хозяйства Лиходида» (так называли Теплично-парниковый комбинат в советское время). (Приложение 8)

 В годы Великой Отечественной войны на территории  ПУ № 24 находилось административное здание, в котором в 1942 году формировалась 308 стрелковая дивизия под командованием Л. Н. Гуртьева. В память об этом событии у главного корпуса училища силами работников и обучающихся был сооружён Памятный знак. Из воспоминаний  Визгалова  Анатолия Аркадьевича, Ветерана ПТО, преподавателя ПУ № 24 с 45-летним стажем: « Решили увековечить память гуртьевцев, но денег не было, чтобы заказать памятник. Мы сделали опалубку, залили раствором, а впереди пристроили плиту с надписью. Получилось не очень красиво, но зато, от души.»у Памятного знака проходят торжественные мероприятия, посвящённые истории Великой  Отечественной войны. (Приложение 9)

С 1977 по 2006 год директором ПУ № 24 был Никулин Виктор  Васильевич, Заслуженный учитель России, который в 1964 году  вместе с коллегами изготовил первого в Сибири человека-робота, который приветствовал гостей в павильоне  Омской области на Выставке достижений  народного хозяйства в Москве.[6] (Приложение 10)

Сейчас в Карьере находится автодром, теплица и учебный корпус № 2 Омского многопрофильного техникума, а главный наш корпус и мастерские находятся на Старой  Московке.

 Во второй половине 50-х годов  XX  века в Западной Сибири и Северном Казахстане осваивалась целина, шло бурное строительство железных дорог и транспортной инфраструктуры, но рабочих строительных специальностей не хватало.  Чтобы решить эту проблему, в июле 1961 года Управление профессионального – технического образования Омской области издаёт приказ о строительстве на станции Московка строительного  училища № 40, в  котором  ежегодно планировалась обучать  профессиям каменщиков,  столяров-плотников, штукатуров - моляров, плиточников, сантехников и электриков 300 парней  и девушек. (Приложение 11)

 Строительство корпуса училища шло ударными темпами и 1 октября 1961 года за парты сели 150 учащихся. На наш вопрос: « Как смогли за насколько месяцев построить трёхэтажное  кирпичное здание с толстыми стенами , трёхметровыми потолками и с цокольным этажом?», наш электрик Петров  Анатолий Александрович, который строил училище говорит, что здание сооружали  сотни строителей разных организаций, 5 кранов, десятки автомобилей, а помогали «птушники» разных училищ. Люди работали весь световой день, без выходных. «Отделка училища проходила одновременно с учёбой и учащиеся в ней принимали активное участие только во время практики, но и после теоретических занятий» - рассказала нам  Анна Николаевна Морозова, которая проработала в ПУ № 40  50 лет мастером. (Приложения 12, 13)

  Руководителем стройки и первым директором строительного училища № 40 был назначен Михаил Гаврилович Тепляков, опытный  руководитель, умелый организатор, требовательный, но справедливый, как о нём вспоминают ветераны училища. (Приложение 14).

 2 апреля 1969 года  Правительство СССР принимает  Постановление о переводе ПТУ на подготовку рабочих со средним образованием и трёхлетним сроком обучения.[7]

В 1973 году ГСПТУ № 40 сделало первый выпуск в новом статусе. В это же время были построены двухэтажные мастерские и пятиэтажное общежитие, которое помогало решать проблему набора обучающихся и молодых педагогических кадров.

В 70-е годы в СССР построены автогиганты  КАМАЗ и ВАЗ. Автомобили становятся неотъемлемой частью жизни страны и людей, и ГСПТУ-40 училище начинает готовить  слесарей по ремонту автомобилей, слесарей по ремонту строительных машин и механизмов,  для железной дороги -  слесарей СЦБ и для телевизионного завода – радиомонтажников.

В середине 80-х годов в училище получали профессию и среднее образование более 700 обучающихся. Кабинетов не хватало, приходилось заниматься в две смены, поэтому  силами базового предприятия  треста «Омсктрансстрой» был построен новый современный корпус.

« В 90-е годы  училище  собирались закрыть. Были желающие купить добротное здание. Учебный корпус и мастерские были отключены от теплоснабжения, электричества и водоснабжения, но учебный процесс не прекращался, ни на один день. Уроки начинались в 11часов, продолжались по 30 минут,  учились в одежде, но посещаемость была высокая. Нас постоянно проверяли.

После занятий мы с педагогами и ребятами ходили в разные инстанции с петициями, участвовали в митингах и отстояли родное училище», - рассказала нам Ефимова Антонина Ивановна, Заслуженный учитель РФ, награждённая медалью им. Н. К. Крупской, 32 года проработавшая заместителем директоров ПУ № 40.[8]

В 90-е годы XX века, в связи с невостребованностью    выпускников на рынке труда, были закрыты многие ПТУ, в первую очередь те,   материально-техническая база и педагогические кадры которых не отвечали уровню, которое предъявляло время. [9]

 Благодаря активной жизненной позиции и высокому профессионализму педагогов  ПУ № 40, училище «выжило» в 90-е годы,  продолжало активно развиваться и совершенствоваться в 2000-е годы. Это позволило  ПУ № 40  сменить свой статус на более высокий, и 2014 году стать Омским многопрофильным техникумом.[10]

 Более чем двухлетняя исследовательская работа над этим проектом позволила нам:

 - участвовать в создании Музея Омского многопрофильного техникума. Презентация его экспозиции состоялась в декабре 2014 года. За это время музей посетили сотни студентов нашего техникума, учащиеся школ микрорайона  Московка, школы № 12 VIII типа, участники окружного ….  допризывной молодёжи, ветераны и дети  войны, труженики тыла, ветераны системы ПТО и труда. На базе музея были организована встреча Ветеранов системы ПТО Омской Области (декабрь 2014г.); встреча тружеников тыла и «детей войны» (апрель 2015 г.); встреча ветеранов ОМТ (октябрь 2015 г.). Музей получил Диплом ЛАО г. Омска  «За эффективный творческий поиск» в 2015 г.;  (Приложения 15, 16,17)

- начать изучение  истории нашего техникума как участника исторического процесса, который является как объектом, так и субъектом истории. Написаны исторические справки четырёх профессиональных училищ, где  прослеживается, как  исторические перипетии  нашей страны влияют на  историю образовательных учреждений и каковы результаты этого;

- нашим студентам предстоит восстановить историю ПУ № 62, которое  готовило киномехаников и переплётчиков и было присоединено к сороковому училищу в 1998 г.  Для этого сделан запрос в Областной архив и  будут организованы встречи с  ветеранами этого училища Николаенко Валентиной Фёдоровной и   Ивановой  Валентиной Николаевной, о добром здравии и адресах которых нам стало известно недавно;

- мы узнали много нового и интересного, обогатили свой кругозор, научились проводить анкетирование и анализировать его  результаты, работать с архивными документами и литературными источниками, брать интервью, записывать, обрабатывать и систематизировать записи и документы, чтобы представить их в экспозиции музея и использовать в проведении экскурсий, что будет способствовать эффективной воспитательной работе;

- мы  знаем и гордимся тем, что выпускники нашего техникума (не важно как он тогда назывался)  достойно трудились в различных отраслях хозяйства, приумножая богатства нашей страны и региона в разные периоды  истории, они востребованы сегодня,  и что их и нас учили и учат  4 кавалера орденов и медалей за педагогическую деятельность, 6 Заслуженных учителей РФ  и  5 Заслуженных работников образования  Омской области;  более 30% педагогов  техникума– молодые, им  есть  у кого перенимать  опыт, а, значит, у Омского многопрофильного техникума есть будущее. (Приложение 18)

 

 

Список используемой литературы

1. Рыжих А.Ф. «Мы просто фронту честно помогали…» Трудовые резервы Омской области в годы великой Отечественной войны. – Омск: ООО «Издательский дом «ЛЕО», 2005, стр.23.

2. История СССР. -  Москва: Издательство «Высшая школа,1982, стр.285.

3. Рыжих А.Ф. «Во имя державы родной». – Омск: ООО «Издательский дом «ЛЕО», 2006, стр. 55-56.

4. Рыжих А.Ф. «Во имя державы родной». – Омск: ООО «Издательский дом «ЛЕО», 2006, стр. 107.

5. Рыжих А.Ф. «Во имя державы родной». – Омск: ООО «Издательский дом «ЛЕО», 2006, стр. 70-80.

6. «Омскъ от  прошлого к настоящему». Энциклопедия города Омска. 1716-2008. Т.1. -  Омск, 2009г., стр. 450.

7. Рыжих А.Ф. «Во имя державы родной». – Омск: ООО «Издательский дом «ЛЕО», 2006, стр. 109.

8. «По заслугам воздаётся честь». К 75-летию системы профессионально-технического образования: сборник. Ч.1.- Омск: Издательство ОмГУ, 2015г., стр. 92-93.

9. «Омскъ от  прошлого к настоящему». Энциклопедия города Омска. 1716-2008. Т.1. -  Омск, 2009г., стр. 716.

10. «По заслугам воздаётся честь». К 75-летию системы профессионально-технического образования: сборник. Ч.1.- Омск: Издательство ОмГУ, 2015г., стр. 23-25.