Версия сайта для слабовидящих

Поступай правильно - поступай к нам!



Положение о разработке рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей среднего профессионального образования в БПОУ ОМТ

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регистрационный  номер № 58

УТВЕРЖДАЮ

Директор БПОУ ОМТ

______________С.В. Евсеев

 

 Омской области

«Омский многопрофильный техникум»

 

 

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о разработке рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей

среднего профессионального образования в БПОУ ОМТ

 

 

 

 

 

 

Рассмотрено на педагогическом совете

Протокол №   8    от    10.02.2020г.

 

 

 

 

 

                                                 СОДЕРЖАНИЕ                                  стр.

 

1. Общие положения

3

2. Структура и содержание рабочей программы учебной дисциплины

4

3. Требования к содержанию рабочей программы учебной дисциплины

5-7

4. Структура и содержание рабочей программы профессионального модуля

8

5.Требования к содержанию рабочей программы профессионального модуля

9-10

6. Общие требования к оформлению рабочих программ

11

7. Порядок утверждения, рецензирования, внесения изменений  в рабочие программы

12

 

 

 

 

 

 

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей (далее – рабочая программа) по профессиям/специальностям среднего профессионального образования.

Положение предназначено для председателей цикловых комиссий, преподавателей и мастеров производственного обучения, ответственных за разработку рабочих программ и проведение учебных занятий по учебным дисциплинам, профессиональным модулям.

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с

-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 464;

- Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по профессиям/специальностям, реализуемым в БПОУ ОМТ;

- Рекомендациями Федерального института развития образования «Методика разработки основной профессиональной образовательной программы СПО (методические рекомендации)».

При разработке Положения учтены требования примерных образовательных программ по профессиям, специальностям ТОП 50.

1.3. Рабочая программа является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее ППКРС), специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и предназначена для реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по конкретной учебной дисциплине, профессиональному модулю.

1.4. Рабочая программа разрабатывается на основе ФГОС СПО и учебного плана по профессиям, специальностям, реализуемым в БПОУ ОМТ, с учетом требований профессиональных стандартов и компетенций Ворлдскиллс.

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Рабочая программа учебной дисциплины - программа освоения учебного материала, соответствующая требованиям ФГОС СПО и учитывающая специфику подготовки студентов по избранной профессии, специальности.

Рабочая программа учебной дисциплины  разрабатывается на основе примерной программы учебной дисциплины (при отсутствии примерной программы на основе ФГОС СПО) (приложение 1).

2.2. Рабочая программа учебной дисциплины начинается с титульного

листа и должна содержать:

1. Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины:

1.1. Область применения программы.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих/специалистов среднего звена

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.

2. Структура и содержание учебной дисциплины:

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

2.2. Тематический план  и содержание учебной дисциплины.

3. Условия реализации учебной дисциплины:

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, электронных ресурсов, дополнительной литературы.

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.

 

 

3. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Титульный лист  должен содержать:

- наименование образовательного учреждения;

- наименование учебной дисциплины с указанием индекса дисциплины в соответствии с ФГОС СПО;

- указания принадлежности рабочей программы дисциплины

профессии/специальности среднего профессионального образования;

- год разработки.

Оборотная сторона титульного листа содержит сведения о составителе, реквизитах рассмотрения на ПЦК, технической и содержательной экспертизах, согласование с заместителем директора.

3.2. В общей характеристике рабочей программы учебной дисциплины должны быть отражены следующие моменты:

- место данной учебной дисциплины в системе подготовки;

- цели и задачи данной учебной дисциплины: в области формирования системы знаний, в области формирования практических умений, в области овладения компетенциями, которые соответствуют ФГОС СПО.

Если дисциплина является дисциплиной по выбору, то в общей характеристике программы обязательно прописываются обоснование введения дисциплины, включаются все общие компетенции из ФГОС СПО, а профессиональные компетенции выбираются из перечня профессиональных компетенций на усмотрение преподавателя по решению ПЦК.

3.3. В разделе «Объем учебной дисциплины и виды учебной работы» указываются максимальная учебная нагрузка, обязательная аудиторная учебная нагрузка, в том числе практические, лабораторные занятия, контрольные работы, самостоятельная работа студентов, объем часов (соответствует учебному плану профессии/специальности), промежуточная аттестация по дисциплине (зачет, дифференцированный зачёт, экзамен).

3.4. В разделе «Тематический план и содержание учебной дисциплины» указывается максимальная учебная нагрузка студента, количество аудиторных часов и часы, отведенные на самостоятельную работу. Количество часов строго должно совпадать с рабочим учебным планом.

Раздел оформляется в виде таблицы, которая содержит наименование разделов и тем, содержание учебного материала (темы занятий с дидактическими единицами), лабораторные и практические занятия, самостоятельную работу студентов, курсовые работы (проекты), объем часов, формируемые общие и профессиональные компетенции, знания, умения.

По каждой учебной теме (разделу) приводятся:

- номер и наименование темы (раздела);

- в графе «Содержание учебного материала, дидактические единицы» жирным шрифтом выделяется тема урока (контроль заполнения журнала теоретического обучения проводится в соответствии с этой темой), далее указывается перечень дидактических единиц темы (каждое знание, указанное в п.1.3 программы должно найти отражение в дидактических единицах);

- практическое и (или) лабораторное занятие (сквозной порядковый номер и тема занятия);

- вид самостоятельной работы студента.

При планировании самостоятельной работы студента указываются виды внеаудиторной работы. Студенту могут быть рекомендованы такие виды заданий, как: решение упражнений и задач, выполнение расчетных работ, анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, подготовка к деловым играм и участие в них, работа на тренажерах, подготовка рефератов, докладов, презентаций, постановка экспериментов, исследовательская учебная работа, оформление практических и лабораторных работ, опорные конспекты и др.

3.5. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению. В этом разделе прописывается название учебного кабинета (в соответствии с учебным планом профессии/специальности), оборудование учебного кабинета (перечисляются названия стендов, плакатов и раздаточного материала), технические средства, оборудование лаборатории и оснащение рабочих мест студентов в лаборатории.

3.6. В разделе «Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, электронных ресурсов, дополнительной литературы» указывается основная (не менее 3-х и не более 5-тиисточников) и дополнительная учебная литература (не менее 3-х и не более15-ти источников), нормативно-правовые документы, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, ссылки на электронные ресурсы.

Основная учебная литература указывается в соответствии с её наличием в библиотеке техникума.

В рабочей программе указывается литература за последние 5 лет.

3.7. Раздел «Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины» оформляется в виде таблицы, содержащей результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания берутся из общей характеристики программы учебной дисциплины), формы контроля (это может быть зачет, дифференцированный зачёт, экзамен, контрольная точка (практическое, лабораторное занятие, контрольная работа) с указанием ее номера).

 

 

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины

З1-

З2-

Различает, выбирает. формулирует, определяет, перечисляет (этапы, последовательность), структурирует, излагает, соблюдает правила (требования) и т.д.

Какими процедурами производится оценка

Например:

-форма промежуточной аттестации,

 оценка результатов выполнения контрольной работы, самостоятельной работы

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины

У1-

У2-

Владеет, использует, применяет, демонстрирует, производит, подбирает, находит и т.д.

Например:

-форма промежуточной аттестации,

- оценка результатов выполнения практической, лабораторной работы, самостоятельной работы

 

 

 

 

Наименование общих компетенций

Формы и методы контроля осваиваемых общих компетенций

ОК 1.

ОК 2.

Наблюдение за работой на лабораторных, практических занятиях

Выполнение самостоятельной работы

Участие в проектах, конкурсах и др. мероприятиях

 

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Рабочая программа профессионального модуля является обязательной составной частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) и разрабатывается на основе примерной программы профессионального модуля (при отсутствии примерной программы на основе ФГОС СПО) (приложение 2, приложение 3, приложение 4).

4.2. Рабочая программа профессионального модуля начинается с титульного листа и должна содержать разделы:

1. Общая характеристика рабочей программы профессионального модуля:

1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля.

1.1.1. Перечень общих компетенций.

1.1.2. Перечень профессиональных компетенций.

1.1.3. Практический опыт, умения, знания.

1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля

2. Структура и содержание профессионального модуля:

2.1. Структура профессионального модуля.

2.2. Тематический план  и содержание профессионального модуля.

3. Условия реализации программы профессионального модуля:

3.1.Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

кабинет, лаборатория, мастерская, базы практик.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы.

3.2.1. Основные источники

3.2.2. Дополнительные источники

3.2.3. Электронные ресурсы

4. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля

 

 

5. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

5.1. Титульный лист должен содержать:

- наименование образовательного учреждения;

- наименование профессионального модуля с указанием индекса модуля в соответствии с ФГОС СПО;

- указания принадлежности рабочей программы профессионального модуля

профессии/специальности среднего профессионального образования;

- год разработки.

Оборотная сторона титульного листа содержит сведения о составителе, реквизиты рассмотрения на ПЦК, технической и содержательной экспертизах, согласование с заместителем директора.  

5.2. В общей характеристике рабочей программы профессионального модуля должны быть отражены в соответствии с ФГОС СПО следующие моменты:

- цели и планируемые результаты освоения профессионального модуля;

- перечень общих компетенций;

-перечень профессиональных компетенций;

- практический опыт, умения, знания.

5.3. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля, в том числе предусмотренные на освоение МДК, учебную и производственную практики, самостоятельную работу обучающихся.

5.4. В разделе «Структура и содержание профессионального модуля» указываются коды профессиональных компетенций, наименования разделов ПМ, суммарный объём нагрузки, объём модуля во взаимодействии с преподавателем (обучение по МДК (всего, в т.ч. лабораторных и практических занятий), практики (учебная, производственная)), самостоятельная работа, объем часов, соответствующий учебному плану профессии/специальности.

Если принято решение о делении профессионального модуля на разделы, то при заполнении таблицы 2.1. программы нужно распределить общий объем времени, установленный на разные виды работ в п.1.2 общей характеристики программы. При определении количества часов, планируемых на лабораторные и практические занятия, следует помнить, что их объем должен соответствовать объёму планируемых умений в рамках требований к МДК.

В случае, если профессиональный модуль не требует деления на разделы, во втором столбце таблицы 2.1. записывается название профессионального модуля в целом, а слово «раздел» удаляется.

5.5. Практика при освоении профессионального модуля (или его раздела) может реализовываться как концентрированно (одним блоком, чаще всего следующим после освоения междисциплинарного курса (курсов)), так и рассредоточено (параллельно с освоением теоретического материала). Возможен вариант, при котором учебная практика реализуется рассредоточено, производственная – концентрированно (в случае, если программа модуля включает оба типа практики). Решение об особенностях организации практики принимается разработчиками программы профессионального модуля.

5.6. В разделе «Тематический план и содержание профессионального модуля ПМ» содержится детализированное описание тем теоретических и практических занятий, лабораторных  занятий, видов работ на практике. Количество часов строго должно совпадать с рабочим учебным планом данной профессии/специальности соответствующего набора.

5.7 Часть раздела, направленная на содержание МДК, оформляется аналогично содержанию учебной дисциплины в виде таблицы, которая содержит наименование разделов и тем, содержание учебного материала (дидактические единицы, лабораторные и/или практические занятия, контрольные работы, самостоятельную работу студентов, курсовые работы (проекты), объем часов и формируемые ОК, ПК, знания, умения.

5.8 В разделе «Условия реализации программы профессионального модуля» прописывается название учебного кабинета (в соответствии с учебным планом профессии/специальности), оборудование учебного кабинета (перечисляются названия стендов, плакатов и раздаточного материала), технические средства, оборудование лаборатории и оснащение рабочих мест студентов лаборатории, оборудование мастерской (в соответствии с п.5.3. ОПОП)

5.9. В разделе «Информационное обеспечение реализации программы» указывается основная (не менее 3-х и не более 5-ти источников) и дополнительная учебная литература (не менее 3-х и не более 15-ти источников), нормативно-правовые документы, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, ссылки на электронные ресурсы.

Основная учебная литература указывается в соответствии с ее наличием в библиотеке техникума.

В рабочей программе указывается литература за последние 5 лет.

5.10. Раздел «Контроль результатов освоения профессионального модуля» оформляется в виде таблицы, содержащей результаты обучения (профессиональные компетенции, соответствующие им практический опыт, освоенные умения, усвоенные знания берутся из раздела 1 программы профессионального модуля), критерии оценки и формы контроля (экзамен квалификационный, в том числе в форме демонстрационного экзамена).

6. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ

6.1. Рабочие программы должны быть унифицированы по оформлению.

При оформлении работы необходимо руководствоваться ГОСТ 7.32-2001 с поправками.

6.2. Текст рабочей программы должен быть выполнен на одной стороне листа бумаги формата А4 оставив при этом поля: правое – 1,5 см; левое – 3 см; верхнее – 2 см; нижнее – 2 см.

Текст работы печатают 14 шрифтом TimesNewRoman через 1,15 интервала.

6.3. Выравнивание текста по ширине листа, для абзацев отступ 1.25 см.

6.4. Наименования структурных элементов «СОДЕРЖАНИЕ», «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕй ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ», «результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ», «СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля», «условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ», «Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля» служат заголовками структурных элементов программы.

Заголовки структурных элементов следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.

6.5. Нумерация страниц

Вторую и последующую страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту программы. Номер страницы проставляют посередине верхнего поля документа без точки.

6.6. Не допускается сокращение слов, кроме общепринятых.

 

7. ПОРЯДОК УТВЕРЖДЕНИЯ, РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ, ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ

7.1. Утверждение рабочей программы предполагает следующие процедуры: рассмотрение и одобрение рабочей программы на заседании ПЦК, техническая и содержательная экспертиза методистов техникума, согласование с работодателем программ практик и всей рабочей программы с заместителем директора, утверждение директором техникума в составе ОПОП по профессии/специальности.

7.2. При несоответствии рабочей программы установленным данным Положением требованиям, накладывается резолюция о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.

7.3. Внесение изменений в программы должно производиться ежегодно до начала учебного года в вышеуказанном порядке.

 

 

МАКЕТ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

 

МАКЕТ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

МАКЕТ РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

 

МАКЕТ РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ